Психологическая поддержка ребёнку в период подготовки к ЕГЭ или ГИА

Понять ребёнка в общении

В период самых ответственных моментов в жизни вашего ребёнка (поступление в детский сад, контрольная работа, подготовка к ГИА, сдача ЕГЭ и д.) к ребёнку предъявляются высокие требования.
В связи с повышенным чувством ответственности, у вас или вашего ребёнка могут возникать состояния тревожности, раздражения, чувство беспомощности...

Ваш ребёнок сердит, обижен, раздражен, или вы раздражены и испытываете тревогу — есть метод потушить конфликт в самом начале.
Метод получил название «Активное слушание».

Но для того, чтобы слушать другого человека, который находится в несколько дискомфортном состоянии или откровенно негативном, всегда нужно сохранять покой, т.е. владеть пространством общения.

Как ни странно, важен следующий приём: ребёнок вам что-то говорит, а вы повторяете его слова. Но не просто слова, а его переживания. То есть вы обозначаете, что ребёнок сейчас переживает.



Техника «эмпатического слушания»

Эту технику «эмпатического слушания» или «сочувствующего слушания» разработал Карл Роджерс, и эту методику можно освоить на консультации психотерапии. Вот несколько существенных моментов.

Например, ребёнок говорит вам: «Я совершенно не понимаю, что объясняет учитель на уроке!»

Вы отвечаете сыну или дочери, обращаясь обязательно по имени: «Сергей (Таня), я увидела, услышала, почувствовала твоё раздражение. И оно состоит в том, что учитель говорит на уроке без конкретики, и тебе трудно понять, что же тебе делать. Я правильно тебя поняла?»

И вы можете почувствовать разрядку напряжения.

После этого надо делать что-то, что нужно и важно для ребёнка, для продолжения беседы. И здесь важно понять, что нельзя решать проблему за ребёнка.

Здесь тоже есть секрет, когда вы корректно, путём специальной техники, называемой «сократический диалог», подводите ребёнка к мысли о том, что он может решить проблему самостоятельно и успешно.

Ребёнок сам озвучит, как он решит проблему и что ему нужно. Важно не предлагать ребёнку «костыли» в виде вашего видения проблемы, как бы вы её решали.
Важно избегать таких слов: «мне кажется», «для тебя лучше…», «я считаю…», «ежу понятно…» и другие слова вашей оценки ситуации.

Избегайте также прогнозирования («Вот не сдашь, ЕГЭ будешь…») и сравнения своего ребёнка с другими детьми («А вот, Петя, ….», или «Ты ленивый…», или «Ты как твой отец (мать) …»). Помните, экзамены для ребёнка и его родителей – стрессовая ситуация, которая требует профессиональной, корректной и грамотной проработки.


Ваша помощь именно тогда, когда это требуется

Ребёнок должен сам принять решение попросить вас о помощи.
При этом ребёнок озвучит сам, какая конкретно помощь необходима ему в данный момент.
Не секрет, что принимаемое решение ребёнком, его просьба о том, какая помощь нужна в данный момент, может не совпадать с вашим видением решения проблемы.

Ответ ребёнка может задеть вас за живое, возможно, он скажет вам какую-то грубость, и вы можете начать гневаться.
Чтобы не накалять ситуацию вы можете сказать о своём переживании ребёнку примерно так:

«В тоже время, я хочу сказать тебе о себе.
С одной стороны я переживаю за тебя, но с другой стороны, некоторые твои слова меня ранили.
От слов «____» «____», у меня возникло не большое чувство страха, унижения, ущемления.
Вообще говоря, я много в своей жизни слышала слов, но я очень хорошо к тебе отношусь и мне не хотелось бы, чтобы такие слова проскакивали между нами».

И здесь возникает новый секрет — как принять к сердцу решение, принятое вашим чадом, при этом оставаться спокойным и сотрудничать с ребёнком в позитивном русле.
Этой технике можно научиться на консультациях психотерапии.

Психологическая помощь в Омске
Ковалева Наталья, практикующий психотерапевт

Провожу как индивидуальные, так и групповые занятия в городе Омске.

Телефон для связи — 8-950-958-12-86.