Какие технологии украли у советского союза?

10 литературных произведений о науке и учёных

Апостолос Доксиадис. «Дядя Петрос и проблема Гольдбаха»

«В математике, как в искусстве — и в спорте, кстати, — если ты не лучший, то ты вообще никакой». Герой книги Доксиадиса, Петрос Папахристос, всю жизнь посвящает великой проблеме, достойной великого математика: проблеме Гольдбаха. Любое чётное число, начиная с 4, можно представить в виде суммы двух простых чисел. Эмпирически в этом может убедиться любой неленивый, а вот доказать математически не может никто с середины XVIII века.

В характере дядюшки Петроса соединяются жажда открытия, тщеславие, искренняя преданность науке и равнодушие к мирским успехам («В каждой семье есть чёрная овца», — говорит о нём повествователь в самом начале книги). Но роман даже не о дядюшке, он — о математике. Той, которая как искусство.

Возможно, книга заставит вас достать свои старые конспекты по высшей математике, чтобы вспомнить вкус радости интеллектуальных преодолений, или пожалеть о том, что у вас никогда таких конспектов не было. 

Торсионные поля

Торсионные  поля – это гипотетическое физическое поле, порождаемое кручением пространства, то есть любой вращающийся предмет может стать его источником. С середины 80-х в СССР  развернулась активная работа по изучению так называемых торсионных полей, возглавляемая  членом Российской академии естественных наук Анатолием Евгеньевичем Акимовым и спонсируемая государством.Сам Анатолий Евгеньевич заявлял, что в ходе проведённых экспериментов советские  учёные получили результаты, аналогичных которым не было во всём мире.

По словам Акимова, использование торсионных полей дарило человечеству уникальные возможности: создание торсионного двигателя, торсионных источников энергии, торсионных видов связи и материалов с новыми физическими свойствами.

Также Акимов утверждал, что торсионные поля способны помочь геологам увидеть землю насквозь, как на рентгене – это должно было сократить затраты государства при поиске полезных ископаемых. Анатолием Евгеньевичем была разработан генератор Акимова – источник торсионного излучения.

Однако в июле 1991 года на заседании Комитета по науке и технологиям при Верховном Совете СССР программа исследований была квалифицирована как лженаучная и прекратилась вскоре с распадом СССР. До сих пор бытует мнение, что закрытие работ было связанно с переделом научным сообществом государственных денег

Крионика

Ещё в Российской империи русский физик и биолог-экспериментатор Порфирий Иванович Бахметьев проводил опыты с летучими мышами. Так, одна из первых введённых в анабиоз летучих мышей очнулась и прожила дома у учёного ещё несколько недель.

В 1971 году в СССР приезжал Анатоль Долинов, президент Французского крионического общества. Целью его визита была встреча с ведущим советским реаниматологом Владимиром Неговским. Владимир Александрович положительно рассматривал крионику и согласился стать одним из соучредителей Европейской крионической корпорации. Учёные совместно разрабатывали проект, но в дальнейшем он так и не был реализован из-за бюрократических проблем.

В 1972 году в Харькове появился Институт проблем криобиологии и криомедицины Академии наук СССР (сегодня Национальной академии наук Украины), занимающийся исследованиями устойчивости живых существ к холоду и проблем криоконсервирования. По сей день Институт проблем криобиологии и криомедицины остаётся единственным подобным в мире.

Естественно на тему будущего развития и возможного применения данного метода сохранения жизни были свои фантазии – «Комсомольская правда» рассказала в своём знаменитом футурологическом выпуске от 1 января 1960 года об отлично сохранившемся мамонте, которого вот-вот разморозят и поселят в зоопарке на потеху публике.

ЭКИП


Многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, внешне напоминающий летающую тарелку. Был изобретён авиаконструктором Львом Щукиным в начале 1980-х годов. Аппарат способен лететь на высоте от 3 до 10 км на скорости до 610 км/ч. Предельная дальность полета – 6000 км.

Из-за особенностей аэродинамического строения по схеме «несущее крыло» аппарат был вместительней обычного самолета, экономично расходовал топливо, а главное, был дешевле в производстве. 

ЭКИП модифицировали под множество целей. В один из проектов помещалось до 1200 человек! Машину также планировали поставить на вооружение. Построенная из карбона, она была малозаметной для акустических, тепловых и радиолокационных приборов. 

В СССР проект вызвал невероятный интерес, а вот России оказался не нужен. В 2000-х годах российские конструкторы нашли инвесторов в США. Однако американцы наотрез отказались финансировать производство машин в России, требуя создания заводов исключительно в Штатах.

К сожалению, массовым летательный аппарат так и не стал. Опытные образцы изучались в европейских и российских исследовательских лабораториях и с 2011 года находятся в Военно-Техническом Музее (село Ивановское, Московская область).

3.

Лазерные технологии
Начиная с 1950-х годов СССР начал разрабатывать системы применения лазеров. Результатом программ стало проявление летающей экспериментальной лаборатории А-60 на базе самолёта Ил-76. У самолёта были две функции — научная и военная. Он предназначался для исследования распространения лазерных лучей в атмосфере и для подавления разведки врага. В носовой части самолёта на месте метеорадара был установлен лазер наведения, а основной боевой лазер скрывался за защитными створками в специальной башне. Для снабжения лазера энергией были установлены турбогенераторы. Первый полёт лаборатории состоялся в 1981 году, но самолёт сгорел во время испытаний в 1991 году. В настоящее время в России ведутся разработки нового проекта с использованием лазера — «1А2».

В 1983 году на вооружение Советской армии поступил лазерный самоходный комплекс «Сангвин», который должен был бороться с самолётами противника, поражая их оптико-электронные приборы. Боевые лазеры устанавливали на кораблях и даже на вертолётах. Вершиной инженерной мысли стал наземный противокосмический комплекс «Терра-3», который должен был сбивать баллистические ракеты противника.

Не обошлось и без стрелкового лазерного оружия. В 1984 году советским учёным удалось разработать пистолет для космонавтов. Он должен был работать в вакууме и ослеплять противника.

Но настоящим апогеем лазерных технологий в СССР стал орбитальный комплекс «Скиф», способный наносить оптике противника невосполнимый урон. К несчастью, этот комплекс так и не смогли запустить в космос. В 1987 году при запуске ракета-носитель «Энергия» упала в Тихий океан вместе с динамическим макетом комплекса.

6.

Реактивный поезд
В 1970 году Калининский вагоностроительный завод выпустил 28-метровый реактивный локомотив СВЛ — скоростной вагон-лабораторию. Он был создан на основе головного вагона ЭР22 Рижского завода, который снабдили обтекателями и фальшбортами. Сцепки вагонов тоже закрывались обтекателями. Конечный локомотив должен был носить название «Русская тройка».

На крыше локомотива на пилоне разместили два довольно тяжёлых силовых агрегата — авиадвигатели от самолёта Як-40, которые создавали силу тяги в 3000 кгс. Освещение вагона и обогрев осуществлялись отдельным дизельным двигателем.

В 1971 году локомотив испытывали на линии Голутвин — Озёры Московской дороги. Максимальная скорость, которой он достиг, — 249 км/ч. Однако советские инженеры пришли к выводу, что железная дорога не сможет долго выдержать такие нагрузки, и проект просто забросили, оставив вагон-лабораторию ржаветь на задворках станции Дорошиха.

Стрелковое оружие

Военные аналитики давно обратили внимание, что особой популярностью в части кражи технологий пользуются автоматы и пулеметы. Трофейное стрелковое оружие легко достать на поле боя

Оно не содержит объектов высоких технологий, а детали легко копируются.

Самым растиражированным стал автомат Калашникова. Первыми на самый надежный автомат в мире позарились китайцы. Прародина пороха в наше время пользуется, как правило, проверенными в других странах технологиями. Автоматы «Тип-56» и «Тип-56-1», производимые в КНДР, отличаются от АК-47 более коротким стволом и трехгранным штыком. Копия получилась не слишком долговечной: из-за низкого качества стали ее хватает лишь на 7000 выстрелов.

Совместимость АК-47 и «Типов» сыграла на руку советским бойцам в битве за остров Даманский. Когда у пограничников Пузырева и Каныгина закончились патроны, они воспользовались китайским боеприпасом, идеально подошедшим по калибру и форм-фактору.

Аналоги автомата Калашникова выпускались в странах Варшавского договора – ГДР, Польши, Румынии — а также в Северной Корее, Египте, Пакистане. Изображение знаменитого автомата можно увидеть на государственном флаге Мозамбика.

Прорывы и отставания

— Вы говорите о зависимости от импорта. В бюджете предусмотрены специальные средства на развитие импортозамещения — 1 трлн 700 млрд рублей. Подразумевается, что в первую очередь в стране должны решаться проблемы с авиастроением и электроникой. Эти траты могут дать положительный результат?

— Где-то, вероятно, смогут. Например, вместо Volkswagen производить китайские аналоги, но есть болезненный пример именно из авиастроения. У нас последний дальний магистральный гражданский самолёт был выпущен в 2011 году. Фактически надо начинать с нуля. Даже тот самолёт был ещё советской разработки с какими-то модификациями.

Возьмем, например, замечательный проект Sukhoi Superjet 100. Без всякой иронии говорю. Хороший был символ международной интеграции и кооперации. В нём 40% — импортные составляющие

Тут, на самом деле, даже неважно 40% их или 3%. Если, например, у вас нет двигателя, самолёт не полетит

Неважно, какую часть его стоимости двигатель составляет: 5%, 7% или 12%. Если у вас нет электроники, самолёт не полетит. Опять же неважно, какую долю эта электроника составляет. Тут хоть триллион влей, хоть два — она не появится.

Какие-то позиции Китай может заместить, на что сейчас в значительной степени делается ставка. В Индию наш Минпромторг обратился с целым списком из более 500 товаров, которые мы бы хотели там закупить. Позиции связаны с высокотехнологичной продукцией. Но они боятся вторичных санкций. Понятно, что для этих стран европейский и американский рынки (при всей заинтересованности в российском) существенно важнее по объёму. Поэтому, когда возникают риски, что можно налететь на вторичные санкции и потерять позиции на тех рынках, боюсь, что Индия и КНР будут делать выбор не в нашу пользу.

Ну и последнее, что меня больше всего смущает в нынешней ситуации, это то, что, скорее всего, будет взят курс на мобилизационную экономику советского типа. Значительная часть бюджета будет связана с военно-промышленным комплексом. Сторонники этого направления всегда говорят: Советский Союз первым запустил спутник, первый космонавт был из СССР. Это правда. На каких-то отдельных направлениях можно достичь серьёзных прорывов, но я в таком случае всегда отвечаю: к сожалению, туалетную бумагу в СССР начали производить только в 1969 году, лучшим автомобилем 25 лет были разные модели «Жигулей», каждая из которых была перепевом итальянского «Фиата» начала 1960-х годов. Я боюсь, что сейчас произойдёт то же самое. Будет концентрация на каких-то приоритетных направлений, где действительно возможен прорыв, но производство товаров длительного пользования окажется в положении аутсайдера. Тут мы будем всё больше отставать от развитых стран.

Поль де Крюи. «Охотники за микробами»

История микробиологии по напряжению и драматизму не уступает голливудским фильмам. Болезнетворные микробы — это вам не «Чужие», «Хищники» и прочие фантастические враги человечества. Они здесь, рядом, и охота за ними далеко не всегда имеет счастливый конец.

Книга Поля де Крюи увидела свет в 1926 году. Строго говоря, художественной она не является: никакого вымысла, только факты. В лёгкой манере приключенческого романа она рассказывает о самых ярких открытиях в микробиологии с XVII века по начало XX. И хотя с момента написания «Охотников за микробами» учёные шагнули далеко вперёд (ведь даже первый антибиотик, пенициллин, был открыт в 1928), эта книга даёт очень живое представление о том, что такое научный поиск, эксперимент, открытие.   

Победа над дифтерией, обуздание сифилиса, спасение человечества от жёлтой лихорадки — вот лишь несколько из увлекательных сюжетов, которые читаются, как детектив.

А в чем были наши преимущества

В наличии такого понятия, как научные школы. Что это такое? Вот есть человек – лидер в каком-нибудь научном направлении. У него появляются ученики, у них – свои талантливые ребята и так далее. И растет своего рода пирамида, с годами расширяющаяся вширь и поднимающаяся вверх. Казалось бы – чего такого. В древней Греции были тоже научные школы. Хотя бы Платона вспомните. Но то – тогда. А это сейчас. Особенность советских научных школ состояла в наличии свободного обмена идеями сверху донизу. Никто не держал запазухой свои мысли, свои результаты. Убеленный сединами заслуженный профессор запросто общался с простым аспирантом. Зачастую нянчился с ним, как с ребенком, объясняя, что к чему. Это служило мощным стимулом роста того или иного научного направления. Конечно, наиболее талантливые уходили со временем в «свободное плавание», зачастую меняли тематику исследований, но традиции оставались. И вырастали новые школы.

На Западе такого не было. Можно разве что вспомнить великого датского физика, нобелевского лауреата Нильса Бора, который в начале 20-х годов прошлого века собрал у себя в Институте теоретической физики целую плеяду молодых ученых (Шредингер, Дирак, Гейзенберг и другие), которые впоследствии разработали современную квантовую механику – одно из выдающихся достижений науки 20 века. Лев Ландау, великий советский физик, нобелевский лауреат, всегда называл Бора своим учителем. А другой нобелевский лауреат – Гейзенберг так писал о своей первой встрече с Бором: «Эта прогулка оказала сильнейшее влияние на мое последующее научное развитие, или, пожалуй, можно сказать лучше, что мое собственно научное развитие только и началось с этой прогулки».

А вот что о Боре писал Эйнштейн, с которым они вели многолетнюю полемику по основам квантовой механики: «Все мои попытки приспособить теоретические основы физики к этим результатам… потерпели полную неудачу. Это было так, точно из-под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору, – человеку с гениальной интуицией и тонким чутьем – найти главные законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь. Это наивысшая музыкальность в области мысли».

Нет, тогда в 20-е годы, была Геттингенская группа в Германии во главе с Максом Борном и Кембриджская группа Резерфорда в Англии (оттуда, кстати, вышел наш нобелевский лауреат Петр Капица). Они все взаимодействовали друг с другом, но в центре всегда стоял Бор.

Почему система научных школ впоследствии не прижилась на Западе? Сказать сложно. Но дело, наверно, в конкуренции. Раздашь налево – направо свои идеи – а их кто-нибудь реализует. И все денежки и регалии проплывут мимо твоего кармана.

В Советском Союзе с его жестко структурированной системой управления (в том числе и в науке) вероятность такого исхода событий была минимальной. Хотя конфликтов и интриг тоже хватало. На всех уровнях научного сообщества.

Сергей Королев

Этот человек по праву считается основателем практической космонавтики, будучи одним из создателей советской ракетно-космической техники и просто ключевой фигурой в планетарном освоении космоса. Фактически благодаря Королеву и еще нескольким талантливым конструкторам и космонавтам СССР продвинулся на передовые позиции в вопросе изучения Космоса.

Заслуги Королева сложно переоценить. Он занимался:

  • разработкой баллистических ракет;
  • запуском первого искусственного и других спутников Земли;
  • запуском космических аппаратов на Луну;
  • проектами освоения Марса и Луны;
  • проектом орбитальной станции.

Юрий Гагарин попал на околоземную орбиту на космическом корабле «Восток-1», сконструированным именно Сергеем Павловичем.

4.

Реактивный автомобиль
Но отнюдь не все изобретения СССР касались военных технологий. В 1954 году в СССР был создан автомобиль с реактивным двигателем ГАЗ-ТР «Стрела». Он имел обтекаемый кузов, обшитый алюминиевыми листами, вертикальный киль курсовой устойчивости и аэродинамические плоскости. По бокам располагались воздухозаборники турбореактивного двигателя РД-500 с тягой 1590 кгс. Известно. что первым за руль новинки сел автогонщик Метелев — двукратный чемпион СССР по автоспорту.

Хотя конструкторы считали, что скорость автомобиля составит не менее 500 км/час, на испытаниях Метелева просили не разгоняться выше 300 км/час — дороги в СССР даже на испытательных полигонах не были рассчитаны на большие скорости. Очевидно, что ходовые качества машины оказались непригодными для эксплуатации в условиях СССР, и проект был навсегда закрыт.

Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

  1. До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
  2. Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками.  Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
  3. После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.

График изменения темпов роста экономики СССР по десятилетиям

Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Stels: если плохо лежит

Кто откажется подобрать хорошую вещь, если она плохо лежит? Примерно по такому принципу технология самолета-невидимки, невостребованная в СССР, была реализована в Америке.

В 70-х годах ХХ века в отделе научно-технической информации авиационного концерна Lockheed Martin переводчик со славянских языков Денис Оверхользер наткнулся на статью П. Я. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции»

Московский инженер предлагал конструкцию корпуса самолета такой особенной формы, чтобы его не было видно на радаре.
Оверхользер оценил важность изобретения и обратился к руководству. После нескольких отказов ему удалось с трудом «пробить» программу по разработке Stels, и через десять лет самолёт-невидимка Ф-117 уже бороздил просторы неба.
История эта занимательна еще и тем, что после окончания холодной войны Оверхользер нашел изобретателя

В 1990 году Пётр Яковлевич Уфимцев по приглашению Оверхользера приехал в Лос-Анджелес, где прочел лекции в Калифорнийском университете и поучаствовал в создании стратегического бомбардировщика B-2.

Знаменитые пассажиры

Про пассажиров “философских пароходов” можно составлять многотомные биографии. Многие из них не затерялись на чужбине, а смогли стать великими учеными с мировым именем. В этой статье я приведу несколько примеров.

  1. Николай Бердяев. Философ, писатель, несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. До своей высылки из России он издал 7 книг, а после — 21. Многие из них он посвятил анализу природы коммунизма и большевизма. Можно даже сказать, что большевикам он ответил достойно.
  2. Питирим Сорокин. После принудительной поездки в Европу, в 1923 году он отправился покорять США. Именно он в 1931 году основал кафедру социологии в Гарвардском университете. Он мог стать одним из основателей русской социологии, а в итоге — стал у истоков американской.
  3. Иван Ильин. До 1934 года преподавал философию в Берлине, а после прихода нацистов выехал в Швейцарию. Издал множество философских и литературных произведений.
  4. Валентин Булгаков. Один из главных представителей русской религиозной философии, ученик и последователь идей Льва Толстого. В 1930-е годы был известен своими антивоенными работами. В 1948 году вернулся в СССР, получив гражданство и разрешение возглавить музей его учителя, Льва Толстого, в Ясной Поляне.

“Философский пароход” — это история о том, как страна добровольно отказывается от лучших своих “умов”. Сегодня во многих учебниках и научной литературе в биографиях высланных философов с гордостью указано “российский”. Хотя в 1922 году страна лишила их гражданства. Как писал позже Бердяев:

Газофорд или Фордогаз

Есть вопросы о происхождении первого советского автомобиля. Если верить пропагандистам, то именно советским ученым принадлежит право называться изобретателями автомобилей, оснащенных ДВС.

Технические документы, благодаря которым был начат массовый выпуск авто, советские ученые получили на вполне законных основаниях: американская сторона передала чертежи и схемы добровольно и на взаимовыгодных условиях. И хотя наши специалисты совершили ряд действий, направленных на улучшение конструктивных особенностей и функциональности авто, основная задумка (равно как и внешний вид ТС) были созданы зарубежом.

Транспорт

Сверхбыстрые автомобили и автомобили способные летать, частные экранопланы – и это далеко не полный перечень чудес будущего, которые обещал своим читателям журнал «Техника – молодёжи».

Одними из самых многообещающих проектов в Советском союзе были автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16 и супербыстрый ГАЗ-ТР.

ГАЗ-16 был способен зависать над поверхностью (а значит и преград для него не было), весил две тонны, имел два посадочных места и имел крейсерскую скорость в 70 км/ч.

ГАЗ-ТР, сконструированный в 1953 году гипотетически мог разогнаться до 800 км/ч и обладал турбореактивным двигателем ВК-1 мощностью в 1000 лошадиных сил (такой же двигатель использовался в истребителе МИГ-17).  Правда, на деле все обстояло иначе: во-первых, для достижения рекордной скорости требовались специальные скоростные шины (а их как раз и не изобрели), во-вторых, на территории СССР не было достаточно длинной разгонной полосы для установления подобного рекорда. Поэтому испытания реактивного авто провели с ограничением скорости в 300 км/ч. Правда, эксперимент закончился неудачно, и проект был заморожен.

Зато советское телевидение в 1970 году обещало в ближайшие несколько лет массовое производство электромобилей, ничем не уступающих автомобилям на топливе и даже менее энергозатратных и более удобных на коротких расстояниях.  Советские учёные уже понимали, как зарядить транспорт достаточной электроэнергией за несколько минут, а автозаправка будущего должна была обеспечить автомобили и бензином, и электричеством. Предлагалось и вовсе избавиться от постоянной «подзарядки», используя  портативную электростанцию на борту гибрида или же использовать солнечную энергию. Однако из-за примитивности аккумуляторов и конструкции массовое производство советской «теслы» так и не было налажено.

Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)

Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.

Владислав Крапивин

Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.

Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.

Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.

1.

Система видеонаблюдения Льва Термена
Первая система видеонаблюдения появилась в СССР уже в начале 1920-х годов благодаря изобретению знаменитого инженера Льва Термена, того самого, который придумал терменвокс — уникальный музыкальный инструмент.

В 1920 году Термена пригласили на работу в лабораторию академика Абрама Иоффе. Иоффе предложил изобретателю поработать над передачей изображения на расстояние. В результате Лев Термен создал особую зеркальную развёртку изображения, которая была впервые продемонстрирована на V Всесоюзном съезде физиков. Журналисты были в восторге, а изобретением заинтересовались в Наркомате обороны. Вскоре Термену заказали создание экспериментальной установки, а когда она была готова, то испытали её в Кремле. Камера стояла во дворе, а приёмный экран находился в кабинете наркомвоенмора Клима Ворошилова.

Ворошилов развлекался новинкой несколько месяцев — показывал гостям. Поговаривали, что, когда в зону действия камеры попал Сталин, все тут же узнали его на экране. Разумеется, систему видеонаблюдения сразу же засекретили — Ворошилов надеялся, что со временем сможет использовать её при охране границы СССР. С 1927 года в газетах перестали писать о системе Льва Термена. Почему изобретение так и не пошло в массы, неизвестно.

Георгий Мартынов: «Гость из бездны» (1962 г.), «Гианэя» (1963 г.)

У Георгия Сергеевича Мартынова (1906–1983) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже — поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет из-за несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.

После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резиновых технических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.

Георгий Мартынов

К литературному творчеству Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в 1962-м) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя — участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит своем место в прекрасном, но чуждом ему мире.

С 1956 года состоит в Союзе Писателей СССР и считается профессиональным писателем.

Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»

Один из самых выдающихся романов писателя — «Гианэя». Действие романа разворачивается в 30-е года XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз — узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Быть в курсе нового
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: