Все видят упадок. Фотограф видит жизнь
«У меня задача не констатировать разруху, а увидеть жизнь на ее фоне, и я пытаюсь находить что-то хорошее,» – Дмитрий Марков
Ветхие здания, бедные комнаты и люди с суровыми лицами рисуют мрачную атмосферу. Потому глядя на снимки, некоторые чувствуют печаль или безысходность.
Многие западные СМИ делают даже заголовки о том, как в России якобы ужасно жить простым людям. Это задевает фотографа.
Основной же его задачей всегда была помощь людям.
Как и 15 лет назад, сейчас Дмитрий через творчество пробует не показать, насколько всё вокруг плохо, а каких людей ещё можно поддержать.
Им повезло меньше других, но через вирусную популярность в интернете узнают о чужих проблемах и поделятся этими историями. В итоге на нуждающихся точно выйдут благодетели, волонтёры и такие же энтузиасты, как сам Дмитрий.
Заказать картины Маркова себе домой можно на его странице в atrsy.net, а увидеть больше снимков – в аккаунте Instagram.
iPhones.ru
Он постоянно выставляется в Нью-Йорке и продаёт картины по $1000.
Рассказать
Павел
У меня 4 новых года: обычный, свой, WWDC и сентябрьская презентация Apple. Последний — самый ожидаемый, и ни капли за это не стыдно.
Почему не бывает честных фотографий
Честная фотография существует только в правилах World Press Photo. И если с этической точки зрения мы ещё можем рассуждать о какой-то честности (и то с трудом), то с чисто технической — это бессмысленно.
Причём это бессмысленно как с точки зрения самой камеры — какая-то интерпретация данных с матрицы всё равно имеется, — так и с точки зрения биологии. Камера просто фиксирует то, что отпечаталось на её матрице, а информацию с сетчатки ещё и дополнительно обрабатывает мозг. Иногда мозг и камера друг другу противоречат.
В этой статье перечислена масса примеров того, как зрение приспосабливается к особенностям нашего восприятия. Я же сконцентрируюсь на тех из них, которые напрямую связаны с фотографией.
Пример первый: перспектива
Мозг автоматически исправляет перспективу того, что мы видим. То, что «заваливается» на широкоугольных линзах, нами воспринимается прямым и ровным. Иначе мы бы спятили.
Пример второй: баланс белого
Если вечером сидеть в кафе с подружкой, её кожа будет привычного оттенка, а не как у Мардж Симпсон. В то же время свет вокруг будет тёплым. Камера же так не сможет.
Человеческое зрение на лету выправляет смешанный баланс белого, в то время как в исходнике с камеры баланс белого может быть только один. Если вы принципиально не обрабатываете фотографии, придётся выбирать между тем «как было» и «как надо».
Пример третий: динамический диапазон
Мозг локально подстраивает освещённость сцены, чтобы ему удобнее было её воспринимать.
Из-за этого самый простой способ создать естественный HDR в фоторедакторе — вообще не трогать освещённость, а поднять локальный контраст в тенях. Камера по умолчанию снимет не так, как видит глаз.
Пример четвёртый: фокусное расстояние
И, конечно, вопреки расхожему заблуждению, у глаза нет никакого фиксированного фокусного расстояния. То, что мы видим — это такой пазл из множества «кадров» с разной степенью приближения. Поэтому то, что находится вдали, всегда кажется больше вживую, чем снятое на условный телевик в айфоне, а то, что вблизи, — во вроде бы в тех же пропорциях.
Лучше всего всё это показывать на фотографиях с Луной. Лунные фотографии вообще идеально подходят для того, чтобы показать всю абсурдность веры в технически достоверную фотографию.
Дома с сиротами дали толчок к развитию
Съёмка через стекло – один из приёмов, который получается у автора особенно атмосферным. Псков
В 2005 году на LiveJournal начали появляться блоги от волонтёрских организаций. Люди ездили в детские дома и колонии, документируя происходящее. И эти темы откликнулись у Маркова ярче всех других.
Сначала Дмитрий сотрудничал с организациями, чтобы просто снимать проблемные места для благотворителей. Его вклад был в основном только творческий.
Но в 2007 году первой волонтёрской экспедицией фотографа стала поездка в Псковскую область, где он стал воспитателем детей.
Только часть из них были умственно отсталыми, но без финансовой поддержки в глуши получить образование не мог никто.
Благодаря правозащитникам со временем эти дети даже смогли ходить в обычные школы, а у Маркова появился огромный опыт общения с подростками.
Он нашёл способ общаться с людьми, которые раньше понимали только язык силы.
Работа журналистом не давала нужного погружения
Из-за того, что периодичные издания требуют выдачи текстов постоянным потоком, сосредоточиться на одном материале сложно. Марков не смог продержаться на такой работе долго: было тяжело воспринимать темы поверхностно.
В 2004 году он узнал о проектных фотографах. Такие с головой уходят в ситуацию, могут заниматься ею в течение нескольких лет и полноценно пропустить историю через себя.
Тогда первым серьёзным фотоаппаратом Дмитрия после мыльниц была Canon 350D. С ней он почти сразу после покупки отправился на вокзал снимать цыган и их детей, которые просят милостыню.
️ Если в блоках из Instagram не видно фото, обновите страницу.
Постепенно Марков начал фотографировать друзей, и камеру в руках держал чаще, чем ручку.
Что делают смартфоны, чтобы приблизить фотографию к реальности
Строго говоря — то же самое. Разница только в том, что в смартфонах крутилки и ползунки заменили стекингом. Вы запускаете камеру на смартфоне, он сразу же начинает снимать, а потом несколько фотографий, снятых до и после спуска затвора, складываются в одно изображение.
В первую очередь это делается для того, чтобы замаскировать куцые возможности маленьких матриц. За счёт стекинга убирают шумы и смазы в «ночных режимах», на стекинге работает Deep Fusion.
Ничего нечестного в этом нет, потому что сразу возникает вопрос: «А что тогда честно?». Если ответ: «То, что мы видели глазами», — то без обработки в любом случае не обойтись. Шумная и мыльная фотография ничем не честнее чистой и резкой.
Когда смартфон автоматически приводит в порядок цвет кожи, сохраняя общую атмосферу в кадре, и восстанавливает детали в тенях и светах, он всего лишь экономит нам время.
В фоторедакторах для этого пришлось бы возиться с кистями и масками, скидывая «равки» со смартфона на комп или елозя по не самому качественному исходнику со смартфона пальцами в корявых мобильных фоторедакторах.
Чтобы не заниматься всем этим фотошопным кунг-фу каждый раз, и придумали вычислительную фотографию. Пока зануды крутят ползунки, крутые ребята снимают.
Что делают фотографы, чтобы приблизить фотографию к реальности
Если в полнолуние выйти в поле с фотокамерой, поставить камеру на штатив, настроить длинную выдержку и спустить затвор, получится примерно вот что:
Фотка похожа на дневную, не так ли? Так происходит, потому что лунный свет — это всего лишь отражённый солнечный. В жизни всё кажется голубым, потому что в темноте мы чувствительней к этой части спектра.
Чтобы цвет стал якобы натуральным, приходится уводить баланс белого в синеву и снижать насыщенность.
Динамический диапазон глаза помимо того, что подстраивает отдельные «кадры», ещё и зависит от освещённости. В темноте динамический диапазон гораздо больше. Поэтому мы способны различить ночью и лунные моря, и ландшафт. А камера так не может.
Чтобы лунные моря были видны, на этой фотографии пришлось уменьшать выдержку в 12 000 раз. Такой разброс яркостей пока что ни одна камера зафиксировать не в состоянии.
Получается, что даже всей мощи RAW-конвертации мало, чтобы показать то, что в действительности было видно глазами. Надо лезть в «Фотошоп» и приклеивать Луну с другого кадра. Это вполне этично, потому что это точно та же Луна.
На этом можно было бы успокоиться, но Луна в жизни кажется ещё больше, потому что она далеко, и взгляд её немного притягивает. Чтобы было совсем «как было», приходится Луну ещё и дополнительно увеличивать.
Итого: чтобы сделать фотографию похожей на то, что было в реальности, я покрутил её в «рав-конвертёре», перенёс на неё фрагмент с другой фотки, а потом и вовсе дорисовал то, чего не было. Ну что, ненастоящая Луна на фотках с «Хуавеев» выглядит уже не такой крамольной?
Если вас тревожит, что нейросети в смартфонах правят изображение, вероятно, вас успокоит то, что мозг — это такая же нейросеть, которая делает то же самое.
Андреа Джоунс (Andrea Jones)
Фотограф считает себя одним из героев своих работ
Первые художественные фото в Instagram Дмитрия
Дмитрий Марков родился в 1982 году в селе недалеко от подмосковного Пушкино.
Столица была близко, но это не помогало местной атмосфере.
В период развала Союза дети приходили в школу после домашних побоев, а выпускники даже не надеялись поступать в колледж.
После 9-го класса Марков пробовал получить образование в колледже, а затем в университете с поддельным аттестатом.
Ситуации мешала дисциплина и наркотичекая зависимость, поэтому попытки были провальными.
Памятник Ленину, установленный на центральной площади Смоленска
Только через несколько лет фотограф устроился в еженедельник «Аргументы и Факты».
В газету его взяли, потому что он был готов писать о таких же «проблемных» друзьях. Уже тогда жизнь Дмитрия и его творчество стали неразрывны друг от друга.
А с увлечением фото этот эффект усилился, потому что примерно половина героев на ранних снимках тоже была его знакомыми.
Фотограф впечатлил весь Запад. Apple и Instagram в том числе
Приближная, станица Кабардино-Балкарии. Некоторые снимки можно проглядеть из-за слишком привычных пейзажей
Но стоит задержать глаз хотя бы на две секунды, и в компазиции начинает просматриваться магический реализм
В 2015 году фотоагенство Getty Images и Instagram выдали Дмитрию Маркову и ещё двум участникам гранты в $10 000 на развитие их аккаунтов.
На эти деньги фотограф смог ездить чаще по стране. Он посетил Байкал, города Золотого Кольца, и эти поездки на самом деле толчок к большей популярности.
Снимок из рекламной компании Apple One Night on iPhone 7
Вторым поворотным моментом было участие в рекламной компании Apple Shot on iPhone в 2017 году. Его снимок, сделанный на вокзале Пскова, вывесили в Нью‑Йорке, Париже и Цирюхе, а сам фотограф получил ещё большую известность и за рубежом, и в России.
Бедствие Гинденбурга, 1937
Фотограф: Сэм Шер
Цеппелины сравнивали с воздушными
небоскребами, громадными бегемотами, символизирующими власть и богатство. 6 мая
дирижабль «Гинденбург» прибывал из немецкого Франкфурта в Лейкхерст (штат
Нью-Джерси, США). Как вдруг случилось непоправимое – водород корабля эффектно
разразился ярко-желтым пламенем и убил 36 человек. Присутствовавшие СМИ
старались запечатлеть эту картину, но именно снимок Шера стал знаменитым
благодаря публикации в LIFE.
Кстати! После трагедии дирижабли перестали летать, но именно теперь ученые хотят их вернуть в качестве экологически чистого средства доставки грузов по всему миру! Новые дирижабли могут быть в 10 раз больше, чем «Гинденбург», в 5 раз выше Эмпайр-Стейт-Билдинг. Согласно исследованиям ученой Джулиан Хант, они могут выполнять работу традиционных океанских грузовых судов, но быстрее и меньше вредили бы экологии. Чтобы минимизировать риск воспламенения водорода, Хант предполагает избавиться от экипажа и использовать роботов. Возможно, именно мы станем свидетелями возрождения этих великанов?
Клайв Николс (Clive Nichols)
Пылающий Монах, 1963
Фотограф: Малкольм Браун
В начале лета 1963 года большинство жителей США ничего толком не слышали о такой стране как Вьетнам, но культовая фотография во многом изменила ситуацию. На то время буддийские монахи совершили ритуал сожжения, как протест против режима президента Нго Динь Зьема. Двое молодых монахов облили бензином и подожгли пожилого буддиста, который добровольно принес себя в жертву на центральном перекрестке Сайгона. Он был почти безмятежен в огне, пока весь не почернел. Пулитцеровская премия все же была вручена фотографу, хотя и облетела мир не без скандальной шумихи.
Фото сняты только на iPhone. Так всем спокойнее
Себежское озеро, Псковская область
В деревне Дмитрий проработал 5 лет, параллельно снимая жизнь людей. Затем вернулся в Москву, и как раз к 2012 году Instagram начал становиться популярной площадкой, на которой формировались интересные проекты.
Одним из таких был Burn Diary, где раз в неделю новому фотографу дают доступ к странице, и он может выкладывать на ней свои снимки.
Для работ такого формата есть отдельное определение – «социальная фотография»
Дмитрий был одним из участников эксперимента, что стало для него прорывным моментом в творчестве.
После проекта он изменил концепцию своей страницы, и посвятил её не фотографиям из своей жизни, а окружающим людям.
Фотографии из серии «Каждый час колокольный звон» о Белгороде
Кемь, город в России
Скорость публикации и удобство съёмки вышли на передний план, и потому iPhone быстро заменил полноценную камеру.
И хотя фотограф начал углубляться в соцсети, маленькие квартиры и шумное метро метро не удержали его в мегаполисе.
Через год жизни в Москве он выбрал что-то среднее между деревенским спокойствием и столичным укладом, переехав в Псков. Здесь его творчество и приняло свою текущую форму.
Многих людей беспокоит профессиональная камеры с гигантским объективом, а незаметную в смартфоне они воспринимают проще. Поэтому Дмитрий часто и фиксирует жизнь людей такой, какая она есть.
Дети на площадке, снятые во время режима самоизоляции
Увлечение снимками переросло в настоящую и неразрывную от волонтёрства работу. Благодаря тому, что Дмитрий сам рос в условиях глубинки, то и на контакт с людьми ему идти проще.
Однако если кто-то говорит, что не хочет быть на фото, он не давит.
Понимание и уважение чужих границ помогает создавать комфортные условия для участников съёмки с улицы или общественных мест вроде армии и бани.
Бонус!
Не обойтись без мировой политики – это одна из лучших фотографий года в номинации «Общие новости» на World Press Photo.
В
одностороннем порядке, 2019
Фотограф: Брендан Смиаловски
Интимный
момент держания за руки между двумя президентами по пути к Овальному кабинету
Белого дома. Глава Франции Эммануэль Макрон во время встречи стремился убедить
президента США Дональда Трампа присоединиться к антиядерной программе Ирана.
Как думаете, кто кого убедил? Подсказка на фото.
8 мая США вышли из соглашения, а отношения между главами стран испортились. Нам кажется, что иногда к Трампу можно применить знаменитую фразу, которая ярко характеризует эпоху короля Франции Людовика XV: «После нас хоть потоп».