Экстремальные «приключения» монумента
На своем веку Статуя Свободы пережила немало. В июле 1916 года в Америке произошел жестокий теракт. На расположенном рядом с островом Свободы островке Блэк-Том-Айленд прозвучали взрывы, сопоставимые по своей силе с землетрясением около 5,5 баллов. Их виновниками оказались диверсанты из Германии. Во время этих событий монумент получил сильные повреждения некоторых своих частей.
В 1983 году на глазах у многочисленной публики иллюзионист Дэвид Копперфильд провел незабываемый эксперимент исчезновения Статуи Свободы. Оригинальный фокус удался на славу. Огромная статуя действительно исчезла, а ошеломленная аудитория напрасно пыталась найти логичное объяснение увиденному. В дополнение к совершенным чудесам Копперфильд удивил световым кольцом вокруг Статуи Свободы и еще одним рядом с ней.
Сегодня символ США по-прежнему величественно возвышается в небе над Нью-Йорком, сохраняет свое важное мировое значение и является гордостью американской нации. Для самой Америки и других государств она ассоциируется с распространением во всем мире демократических ценностей, свободы и независимости
С 1984 года Статуя стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник
Статуя в культуре и киноискусстве
Статуя Свободы занимает важное место в культурной жизни американской нации. Так, ее изображение можно обнаружить на монетах, почтовых марках, эмблемах спортивных клубов, логотипах различных организаций и учреждений
Она упоминается на страницах сотен литературных произведений. Ее можно увидеть в десятках кинолент.
Если говорить о кино, то в картинах американского производства знаменитая скульптура появляется с завидной частотой. Самые известные фильмы, в которых можно увидеть Statue of Liberty:
- «Планета обезьян» (1968).
- «Европейские каникулы» (1985).
- «Охотники за привидениями» (1990).
- «Один дома-2» (1992).
- «Судья Дредд» (1995).
- «День Независимости» (1996).
- «Титаник» (1997).
- «Люди Икс» (2000).
- «Послезавтра» (2004).
Список, разумеется, неполный. Интересно отметить, что во многих американских фильмах со статуей Свободы случаются далеко не самые приятные вещи. Так, в «Искусственном разуме» она тонет, в триллере «Монстро» ей отпиливают голову, а «Охотники за привидениями» и вовсе сумели оживить статую, дабы разобраться с ее помощью с главным злодеем.
6.Справка про триколор во времена Людовика XIV
Все знают, что у России и Франции одинаковые цвета триколоров.
Можно ли увидеть триколор «белое-красное-синее» во времена Людовика XIV? Можно, например, в связи все с той же солнечной тематикой.
Йозеф Вернер (довольно слабый швейцарский живописец, одно время подрабатывавший в Версале). Триумф Людовика XIV. Дворец Версаля
В особенности после заключения Нимвенгенского мира с Голландией и прочими Франция стала арбитром Европы (1678). Окружающие увидели не просто короля, а Великого Короля, Короля-Солнце. Порылись в античности, нашли, что лучше всего для образа подходит образ Аполлона, бога Солнца. В наивной до нелепости, особенно по колориту, картине король прямо изображен в образе Аполлона на колеснице с огненными конями. У него лира в левой руке, а вокруг рой божественных помощниц.
Самое главное здесь для наблюдательного зрителя – это Слава, которая вот-вот покроет короля цветами. Она-то и являет собой забавный триколор в следующем французском порядке: синий- белый- красный. Кому интересно, могут посмотреть в Интернете, что эти цвета обозначают.
Тот же триколор в России используется в горизонтальном порядке «белый-синий-красный».
Мартен Дежарден. «Нимвенгенский мир. 1679». Бронза. 110х150х1,6 см. Барельеф сделан в 1681, увеличен в 1685
Барельеф Дежардена предназначался для украшения постамента конной статуи Людовика XIV на площади Побед, созданной Жирардоном, воздвигнутой в 1686 и уничтоженной революционерами в 1792. Победы, естественно, имелись в виду Людовика XIV.Теперь на площади стоит «Федот, но не тот».
Уменьшенная копия уничтоженного памятника Людовику XIV, сделанная его любимым скульптором Жирардоном
А теперь на площади Побед стоит конная статуя Людовика XIV работы Бозио.
Интересные факты
Период создания и последующего существования монумента наполнен занимательными фактами и историями. Некоторые из них не освещаются даже при посещении туристами города Нью-Йорк.
Первое название Статуи Свободы
Статуя Свободы – это название, под которым шедевр знают во всем мире. Поначалу она была известна под названием «Liberty Enlightening the World» – «Свобода, Озаряющая Мир». Первое время вместо нее планировалось возведение монумента в виде фермера с факелом в руке. Местом установления должна была стать территория Египта у входа в Суэцкий канал. Резко изменившиеся планы египетского правительства помешали этому.
Прообраз лица Статуи Свободы
Распространенной является информация, что лицо Статуи Свободы не более чем вымысел автора. Однако известны две версии его происхождения. По первой прообразом лика стало лицо известной натурщицы французского происхождения Изабеллы Бойер. По другой Фредерик Бартольди увековечил в монументе лицо собственной матери.
Метаморфозы с цветом
Сразу после создания статуя отличалась ярким золотисто-оранжевым цветом. В Санкт-Петербурге посетители Эрмитажа могут увидеть картину, где она запечатлена в своем первоначальном виде. Сегодня монумент приобрел зеленый цвет. Это связано с патинированием — процессом, при котором металл приобретает сине-зеленый оттенок, взаимодействуя с воздухом. Такое преобразование американского символа длилось в течение 25 лет, что запечатлено на многочисленных фото. Медное покрытие статуи окислилось естественным образом, что можно наблюдать сегодня.
«Путешествия» головы Леди Свободы
Малоизвестный факт: прежде чем все части подарка французов были собраны в Нью-Йорке, Статуе Свободы пришлось некоторое время путешествовать по стране в разобранном виде. Ее голова была выставлена в одном из филадельфийских музеев в 1878 году. Французы тоже решили насладиться небывалым зрелищем до ее отбытия в место назначения. В том же году голову выставили на всеобщее обозрение на одной из парижских выставок.
Экс-рекордсмен
В XXI веке существуют здания, превосходящие символ Америки по высоте и тяжести. Однако в годы разработки проекта Статуи ее бетонное основание являлось крупнейшим в мире и самой габаритной бетонной конструкцией. Выдающиеся рекорды вскоре перестали быть таковыми, но монумент по-прежнему ассоциируется в мировом сознании со всем величественным и новым.
Близнецы Статуи Свободы
Во всем мире создано немало копий американского символа, среди них несколько десятков можно встретить в самих США. Пару 9-метровых копий можно увидеть в окрестностях нью-йоркского Национального банка Свободы. Другая, уменьшенная до 3-х метров копия, держащая Библию, украшает собой штат Калифорния.
Официальная копия-близнец монумента появилась в конце 80-х годов XX века. Американцы преподнесли ее французскому народу в знак дружбы и признательности. Сегодня этот подарок можно лицезреть в Париже на одном из островов рек Сены. Копия является уменьшенной, тем не менее способна поразить окружающих 11-метровой высотой.
Собственные копии монумента возвели жители Токио, Будапешта, Львова.
Самая маленькая Статуя Свободы
Авторство уменьшенной до минимума копии принадлежит жителям западной Украины – скульптору Михаилу Колодко и архитектору Александру Безику. Увидеть этот шедевр современного искусства можно в Ужгороде, на Закарпатье. Шуточная скульптура сделана из бронзы, имеет всего 30 см в высоту и весит около 4 кг. Сегодня она символизирует стремление местного населения к самовыражению и известна как самая миниатюрная копия в мире.
Кони Куазевокса
Французский скульптор Антуан Куазевокс (1640-1720) тоже родился в Лионе. Он был сыном скульптора, племянник его — Гийом Кусту.
Французы произносят его имя как Куазево, а русские усматривают в латинской букве «х» — икс — соответствующее окончание. Уже в 26 лет Куазевокс получил титул Скульптора короля Людовика XIV, он был при этом на два года младше короля, а умер на пять лет позже. Почти такое же совпадение как у Николая I и скульптора И.П.Витали, которого царь тоже ценил, который был на два года старше царя и умер в один год с царем (зато Людовик XIV умер точно в один день с любимым скульптором Жирардоном). Вот так мудрые монархи по-отечески (то есть строго и с соблюдением субординации) формировали художественную среду вокруг себя. Куазевокс был наиболее успешным скульптором при дворе, получил ежегодную стипендию в 4000 ливров, воспитал много учеников, в том числе своих племянников Кусту.
Для зала Войны в Версале он создал барельеф, где Людовик XIV изображен верхом на коне в образе бога войны Марса.
Франсуа Мансар (архитектор) и Куазевокс. Зал войны. Версаль. 1678-1686
Как уже выше говорилось, Куазевокс изваял две конные группы: «Слава на Пегасе» и в пандан ей «Меркурий на Пегасе». Эти две группы были изготовлены для оформления водопоя лошадей в садах Марли в 1702 (имеется подпись на скульптуре) при Людовике XIV, но в 1719 композиции были перенесены к западной решетке сада Тюильри (со стороны Лувра). Надо сказать, что в это время Людовику XV было 9 лет, так что подобные решения принимал регент короля.
С 1986 находятся в Лувре рядом с конями Кусту. Заметим, что во время регентства художники и скульпторы были лишены руководящей линии короля по причине его малого возраста, выбирали пути сами: от рококо до реализма, а при мадам Помпадур, фаворитке повзрослевшего Людовика XV, явственно отклонились в сторону рококо.
А.Куазевокс. Слава на Пегасе. Лувр. 1702. Мрамор. Высота 3,26 метра
Слава в лавровом венке (символ победителя с античных времен). И все благодаря Аполлону: именно Аполлон радостно шел после убийства Пифона, помахивая лавровой веткой. Внизу военные трофеи, на щите победа с пальмовой ветвью и короной в руках, поверженный лев навивает мысли о Геракле.
А.Куазевокс. Меркурий на Пегасе. Лувр. В руке Меркурия кадуцей – жезл глашатая
Но и Куазевокс, как и Жирардон, ваял не только коней.
Куазевокс. Мария Аделаида Савойская, герцогиня Бургундская, в образе Дианы-охотницы. 1710. Потрясающая свобода владения формой
Таким ли уж первооткрывателем был Куазевокс, так уж оригинальны его кони?
Самые известные копии
Сколько «двойников» статуи Свободы существует в мире – точно неизвестно. Не исключено, что их общий перечень исчисляется даже не десятками, а сотнями скульптур. Далее мы вкратце расскажем вам о самых известных копиях нью-йоркской статуи Свободы.
Парижская «Леди Свободы» – самый знаменитый двойник. Она возвышается над рекой Сеной, стоя на оконечности Лебединого острова. Статуя была подарена Парижу американской диаспорой в 1889 году. Она в точности повторяет оригинал с одним лишь отличием – по высоте парижская скульптура уступает нью-йоркской в четыре раза.
Аналогичная по размеру копия находится в городе Токио. Японская «Леди Свобода» установлена на острове Одайба. Она пользуется большой популярностью среди туристов, здесь всегда очень многолюдно.
Можно встретить и довольно оригинальные копии этого монумента. Так, во Львове находится единственная в мире сидячая статуя Свободы. Заметить ее непросто – она примостилась на карнизе старинного дома на бульваре Шевченко. В другом украинском городе Ужгороде можно обнаружить миниатюрную статую Свободы высотой всего в 30 сантиметров.
Еще один оригинальный двойник находится в городке Васкее на севере Франции. Он интересен наличием сразу двух факелов, по одному на каждую из рук статуи.
Прогулка по Парижу на геликоптере по местам славы коней Марли
В Париже коней Марли работы Гийома Кусту поставили на площади Согласия, где якобинцы некогда держали гильотину. Наконец, в 1864 коней Марли перенесли на другую сторону площади и поставили при въезде на Шанзелизе (улицу Елисейские поля, где проходят совсем даже непышные парады, где солдаты маршируют унылым непрусским шагом).
Фотография 1960-ых дает панораму Парижа с птичьего полета над Лувром
На переднем плане видны концы крыльев Лувра, между ними площадь Карузель с аркой в честь наполеоновских побед, далее сады Тюильри, которые вечером закрываются даже без ковида, далее видна какая-то стройка как раз в центре площади Согласия с красной крышей, налево от красной постройки идет мост через Сену с пятью арками.
Следующий за ним мост – одноарочный мост Александра III, в закладке которого участвовал его сын Николай II, ознаменовавший собой русско-французский союз. Мост этот ведет с улицы Шанзелизе (Елисейские поля) к собору Инвалидов, где захоронен пепел Наполеона.
Мост Александра III, строившийся с 1896 по 1900, украшен присевшими на задние копыта конями по типу коня Бернини и бронзовыми фигурами, символизирующими Искусство, Науку, Индустрию и Торговлю – вот Бернини бы удивился, а главное, кони эти — с крылышками по образцу Пегасов, а у Торговли в руке меч. Все это было придумано во славу прогресса и наступающего 20 века.
Прямо по центру фотографии улица Шанзелизе выходит на площадь Звезды, где видна еще одна арка, возведенная тоже в честь наполеоновских побед. Спрашивается, а где же разоблачение культа личности Наполеона, где же французские хрущевы?
Самый широкий мост Парижа – мост Александра III. Справа и слева Малый и Большой дворец, созданные к всемирной парижской выставке 1900 года
Площадь Согласия поближе
В центре перекрестка почти в середине фотографии высится египетский обелиск, который, удивительно дело, не является трофеем Наполеона, а просто подарен Франции, хотя такие подарки попахивают коррупцией. За этим обелиском начинается улица Шанзелизе, в ее начале слева и справа от обелиска как раз и стоят кони Марли.
Обелиск стоит примерно на том же месте, где некогда стоял памятник Людовику XV, потом памятник снесли, рядышком стояла гильотина, где окончили свои дни многие тысячи соотечественников, не разделявших взгляды приговоривших их революционеров либералов. Крови натекло столько, что брусчатку переложили, а место замаскировали обелиском.
Казнь Людовика XVI 21.01.1793. Гравюра 1794 года. Видно, что на площади Согласия гильотина стояла примерно на месте обелиска, а перед гильотиной постамент от только что снесенного памятника Людовику XV Бушардона. Довольный якобинец показывает народу свежеотсеченную голову короля, все дружно поют Марсельезу (шутка)
Заметим, что до отрезания головы Людовику XVI Площадь Согласия носила название Площадь Людовика XV, отца казненного короля.
Площадь Согласия еще поближе. В центре площади — обелиск, а слева начинается улица Шанзелизе и видны кони Марли на высоких постаментах
Для полноты ощущений замкнем круг, гуляя от одной наполеоновской арки до другой и обратно.
Вид на Лувр (малюсенький такой в самом верхнем правом углу фото) в обратном направлении от площади Звезды с аркой; первый перекресток на Шанзелизе как раз и есть начало площади Согласия (площади Гильотины)
Приблизим, наконец, уголок с предыдущей фотографии с Лувром.
Справа Сена и стрелка острова Сите, на котором покоится сгоревший Нотр-Дам-де-Пари. Слева от Сены на переднем плане часть садов Тюильри, потом коричневая площадь Каррузель с аркой, а за ней два крыла Лувра и в середине двора затененная пирамида. Площадь Согласия на эту фотографию не поместилась
Однако, именно в здании Лувра с 1984 г. хранятся кони Марли, а на Площади Согласия поставили копии, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение оригиналов под открытым небом. Поставили коней Марли в очень красивом двухъярусном помещении, названном в честь этих коней – двор Марли (есть еще одно такое же двухъярусное помещение со стеклянной крышей – двор Пюже). Оба этих внутренних дворика соседствуют в крыле Ришелье, на последней фотографии это крыло находится с левой стороны Лувра.
Главные шедевры Лувра, обязательные к просмотру
У каждого о французской столице свое впечатление, основанное на выборе достопримечательностей, ресторанах и месте временного жилища. Но какой бы она не показалась вам, сложно поспорить с фактом, что ее архитектура, искусство и история оставляют неизгладимое впечатление. И даже если вы не фанат походов по вернисажам, музей Лувр в Париже должен быть в плане каждого туриста.
Можно не подниматься на Эйфелеву башню, не гулять кладбищами, не побывать в Диснейленде, но если не увидеть шедевры Лувра, значит лишить себя значительной доли впечатлений.
Находится бывший королевский дворец в 1-м округе на правобережье Сены на улице Риволи. Чтобы попасть туда бесплатно, приходите в первое воскресение каждого месяца или в ежегодную «ночь музеев». Свободный вход также для молодежи до 18-и лет. В остальное время покупайте билет за 15 евро или запишитесь на экскурсию.
Что еще посмотреть в Лувре?
Алмаз Регента
Найден в 1698 г. и Индии, и изначально весил 426 карат. Оттуда его вывез британский купец Томас Питт, чтобы продать Филиппу II Орлеанскому, состоявшему регентом при малолетнем Людовике XV, что объясняет название камня.
С 1704 по 1706 года его распиливали, и несколько мелких камней купил царь Пьер Ле Гранд. Главный же бриллиант размером 140,64 карата до сих пор является мировым эталоном чистоты и красоты.
Сейчас это крупнейший алмаз в Лувре и одно из его наиболее ценных сокровищ, выставленный в галере Денон на 1-м этаже в комнате 66.
Кратер из Антей
Данная ваза – идеальный образец краснофигурной керамики 515 – 510 г. до н.э., подписанная древнегреческим гончаром Евфронием.
Экспонируется в крыле Салли на 1-м этаже в комнате 43.
Кодекс Хаммурапи
Это эмблема месопотамской цивилизации в виде базальтовой стелы, установленной при короле Вавилона и датируемой 1792 – 1750 г.г. до н.э.
Галерея Ришелье, 1-й этаж, комната 3.
Старый Лувр
От старого дворца остались лишь обломки, но и на них интересно взглянуть. Для этого следует пройти на нижний этаж через вход галереи Сюлли.
Апартаменты Наполеона III
Разве не интересно увидеть быт последнего французского императора? Несколько комнат находится на втором этаже крыла Ришелье.
«Красотка», покорившая мир: обсуждаем любимый фильм с Джулией Робертс!
Писать об этом фильме можно достаточно спокойно, не боясь спойлеров. Ведь романтическую комедию Гарри Маршалла хотя бы раз в жизни видели все. Фильм вышел на экраны в 1990 и сразу покорил весь мир, в том числе и нашей страны.
Сюжет фильма незамысловатый — случайно встречаются успешный бизнесмен и ночная бабочка, оба в переломный период своей жизни. Вивиан и Эдвард проводят вместе ночь, а потом он предлагает ей стать его эскортом на время пребывания в городе. Ему приходится экипировать ее под девушку из высшего общества, чтобы она производила нужное впечатление, сопровождая бизнесмена.
Сначала Вивьен прыгает от радости от такого предложения, но чуть позже выясняется, что даже купить красивую одежду в дорогом магазине — непростая задача. Ее буквально прогоняют из магазина и приходится обратиться за помощью к менеджеру отеля, где девушка жила с Эдвардом. После того, как первый деловой ужин в компании с Вивьен, проходит, Эдвард помогает девушке почувствовать себя королевой в магазине одежды.
Они постепенно начинают сближаться, узнавать друг друга и их отношения явно выходят за пределы интимной плоскости. Эдварду нравится, что ухаживать за профессионалкой совершенно не требуется, но душа требует праздника. Он фрахтует частный самолет, чтобы свозить девушку в оперу, она отводит его в парк на простой пикник. В конце концов происходит то, что должно было произойти — пара влюбляется и он предлагает девушке встречаться после окончания контракта. Однако положение содержанки не устраивает Вивьен, которая хоть и занимается неблаговидной профессией, имеет свои понятия о чести и достоинстве. Из обычной ночной бабочки становиться дорогой содержанкой — сути это не меняет. У Вивьен есть мечта о принце, который придет за ней и спасет из заколдованного замка.
К сожалению, уже во время контрактного времени с Эдвардом, девушке дают понять, что она всего лишь купленная на время особа. Во время периода, проведенного вместе, не только Эдвард оказывает влияние на Вивьен, но и она значительно влияет на него, оба меняются. В итоге бизнесмен срывает сделку по развалу компании и решает заняться строительством кораблей с бывшими конкурентами.
Но время расставания все равно приходит, Вивьен уезжает, Эдвард старается сохранить невозмутимость, но сразу почти понимает, что многое теряет с уходом девушки. На утро он едет к Вивьен и поднимается к ней по пожарной лестнице, словно принц в заколдованной замок.
Читать также: Когда ты согреваешь сердце других, тогда и ты согреешься
«Так что же произошло после того, как он поднялся на башню и спас ее?» — «Она спасла его в ответ».
История о любви буквально взорвала кино-общественность, фильм имел бешеный успех. Простая, незамысловатая сказка положительно сказалась на профессиональной судьбе исполнителей главных ролей. Джулия Робертс сразу стала звездой первой величины, предложения поступали одно за другим. Она снималась регулярно, перемежая роли в комедийных и романтических историях с серьезными драматическими ролями. Джулия 12 раз возглавляла рейтинг первых красавиц планеты, вышла замуж, но развелась через пару лет.
Второй брак с оператором Дэниэлом Модером оказался более удачным, у них родились близнецы, по сей день семья живет в Нью-Йорке. Робертс успешно снимается, с каждым годом становясь все более глубокой и многогранной актрисой. Помимо актерской карьеры она владеет своей киностудией и не забывает о благотворительности.
Ричард Гир и до фильма был достаточно востребован, а после “Красотки” его успех был необычайным. Он участвовал во многих успешных фильмах, принесших ему номинации на “Эмми”, “Золотой глобус”, за “Чикаго” он получил заветную премию. Что касается личной жизни, то Гир был женат на Синди Кроуфорд, Кэри Лоуэлл, Алехандре Сильва. Последний брак длится до сих пор, в нем у супругов есть общий ребенок, также у актера есть сын от Кэри Лоуэлл. Актер придерживается буддистского исповедания, занимается фотографией, в 2004 году в Москве прошла его выставка.
За прошедшие годы сказка о романтических отношениях ночной бабочки и миллиардера не потеряла своей прелести. Во многом это произошло, благодаря потрясающему тандему исполнителей — Джулии Робертс и Ричарда Гира.
Людовик XIV на коне Бернини. Почему он не в Риме, а в Оранжерее Версаля
Чем уж точно вдохновлялся Куазевокс, так это конями Бернини. Неудачный приезд Бернини во Францию закончился несколькими портретами Людовика XIV, которые не пришлись по вкусу королю.
Жирардон слегка модернизировал модель Бернини, созданную для Версаля, слегка сгладил барочные повороты фигуры лошади, добавил шлем – в результате получился Марк Курций, весьма древний, но молодой римлянин, принесший себя в жертву. Как известно, этот Курций добровольно принял смерть, прыгнув в 362 году до н.э. в образовавшуюся после землетрясения яму на римском форуме в полном обмундировании на коне, принеся тем самым в жертву богам свое мужество. Боги приняли жертву, и яма закрылась. При чем тут Версаль и Король-Солнце, не ясно.
Бернини-Жирардон. Марк Курций.1671-1673. Версаль. Король-Солнце в шлеме быть не мог, так как сам лично не воевал
А вот не модернизированный вариант:
Бернини. Людовик XIV. Терракота. 1670. Высота 76 см. Галерея Боргезе. Рим. В некоторых книгах Марка Курция путают с Людовиком, забывая про модернизацию, предпринятую Жирардоном. Оригинал конной статуи Людовика XIV Бернини (1675) стоит в оранжерее Версаля, конный Марк Курций стоит в другом месте Версаля
А вот король Бернини в копии:
Бернини. Людовик XIV. Терракота. 1670. Высота 76 см. Галерея Боргезе. Рим
Бернини вдохновился рисованным конем Леонардо да Винчи. Еще ближе к «Меркурию на Пегасе» Куазевокса оказался подготовительный рисунок Бернини, в котором нетрудно мысленно заменить короля на посланника людей и богов Меркурия (он же Гермес).
Бернини. Рисунок для конной статуи Людовика XIV. 1665-1667. Музей Civico ди Бассано-дель-Граппа, Бассано
Заметим, что истинный профессионал действует наверняка. Именно так поступил приглашенный ко двору Людовика XIV Бернини и не долго мучаясь, для конного памятника Людовику XIV, по сути, повторил испытанный свой же вариант конного памятника Константину Великому, начатый несколькими годами раньше. Кстати, вездесущий Кольбер, министр короля Франции, весьма разумно и настоятельно потребовал, чтобы Бернини ориентировался на своего же только что законченного «Константина».
Бернини. Константин. 1654-1670. Мрамор и стукко. Собор Св. Петра. Рим
Заметим, что вздыбившийся конь под Константином не требует подставки, поскольку прикреплен к стене железными столбами, зато конь под Людовиком XIV совсем уж присел брюхом на камни, отчего явно проигрывает римскому варианту коня под Константином. Людовику XIV очень не понравилась работа Бернини и он «засунул» ее в дальний угол Оранжереи Версаля. После этого фиаско Бернини Жирардон и сваял Марка Курция.
Справка (о чем никто никогда не догадается без специальных разъяснений). В руку Короля-Солнца Бернини вложил… эстафетную палочку, что должно символизировать, что французские короли принимают военную эстафету от самого Геракла, поднимаясь на гору Добродетели (а мы-то думали, что это подпорка – наивные!). Одно нам ясно теперь – если бы не это фиаско Бернини, и его памятник Людовику XIV «воссиял бы» где-нибудь в центре Парижа между Лувром и Тюильри, как это некогда планировал скульптор, то дорвавшиеся до власти придурковатые якобинцы непременно его бы уничтожили. Как говорится на Руси, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Будет нелишним обрисовать и обстановку, в которой впервые родился намек на конного Людовика XIV в мастерской Бернини. Бернини работал в Риме, где его не мог не заприметить могущественный Кольбер, представлявший Людовика XIV. В 1661 у Людовика XIV родился сын – Великий Дофин (умрет безвременно еще при жизни отца). В честь этого события Бернини на месте всем известной Испанской лестницы в Риме устроил пиротехнический апофеоз этого события. А еще в 1660 Бернини планировал создать на месте Испанской лестницы грандиозную лестницу с конной статуей… Людовика XIV. Если не верите, посмотрите картинки:
Слева: Бернини. Фейерверк к рождению Дофина. 1662. Гравюра. Музей Рима. Справа: Мастерская Бернини. Лестница к церкви Тринита-деи-Монти (Св. Троицы на горах). 1660. Библиотека Ватикана. Рим. В середине видна конная статуя Людовика XIV. От этой церкви и начинается Испанская лестница в Риме
Папа Александр VII тормознул строительство в Риме памятника своему геополитическому сопернику — французскому королю, после чего эта статуя в конце концов оказалась в Оранжерее Версаля, украшенная многочисленными аллегорическими элементами, причем, судя по всему, к мрамору руки самого Бернини могли и не прикоснуться, а сделали все мастеровитые молодые скульпторы.
Другие статуи Свободы во Франции
Кроме статуи Свободы на Лебедином острове во Франции есть еще три ее аналога.
Один – в Музее искусств и ремесел. Здесь статую можно рассмотреть во всех деталях. Эта статуя – первый и главный макет, который был окончен Бартольди в 1878 году и использован впоследствии для создания американской Статуи Свободы.
Вторая была создана Бартольди к проведению Всемирной выставки 1900 года, по окончании которой ее передали в Музей в Люксембургском саду. В 1905 году она была установлена в Люксембургском саду, в котором простояла больше столетия – до 2012 года. Сегодня она украшает вход в музей Орсэ, а на ее месте в Люксембургском саду стоит новая бронзовая копия.
Третья расположена на носовой части баржи «Нина», пришвартованной недалеко от Эйфелевой башни.
Мост Альма украшен Пламенем Свободы – это позолоченная полноразмерная копия элемента скульптуры американской статуи Свободы. Его французам также презентовали американцы. В 1997 году под мостом Альма погибла принцесса Диана, а ее поклонники превратили Пламя Свободы в памятник принцессе – возле него всегда можно увидеть свежие цветы.
Цитаты из фильма «Красотка»
В сборник вошли цитаты и фразы из фильма «Красотка»:
Я же сказал, никогда не снимай трубку. — Тогда перестань звонить.
Чего ты хочешь? — А что ты умеешь? — Всё, что ты хочешь…
Знаешь, когда люди первый раз слушают оперу — это нечто необыкновенное. Она им сразу нравится или нет. Если им сразу нравится — они всю жизнь будут любить оперу. А если нет — они потом смогут научиться ценить ее, но опера никогда не станет частью их души.
Вот, смотрите у меня куча денег, а меня выгнали из всех приличных магазинов! Вивьен
Может ты мне заплатишь вперёд… так сказать, чтобы разбить лёд между нами. Вивьен
Ты опоздал! — Ты шикарно выглядишь! — Ты прощён.
Наверное, вы родственница нашего особого гостя? Наверное, вы его… Племянница!
Она вошла с улицы в его жизнь и похитила его сердце.
Ой, у меня, кажется, колготки «поехали»… Ой, я ведь без колготок… Вивьен
Мы сами решаем, с кем и почем!
Сто долларов в час? А сапог у тебя на скрепку пришпилен. Эдвард
У его жены на заднице можно лёд морозить… Вивьен
Как ты? — Нормально. — Уже седьмое «нормально» за вечер, может скажешь что-нибудь другое? — Негодяй! — «Нормально» было лучше…
80 долларов за ночь папаша. За сотню твоя мамаша может смотреть…
В плохое легче поверить
Все женщины охотятся на него… — Я не охочусь, я просто сплю с ним!
Даже у самых умных могут быть такие глупые проблемы, как завязывание галстуков, к примеру.
В опере (про бинокль): — У меня не работает! У меня не работает! Вивьен
И что было после того, как он ее спас? — Она спасла его.
Я получил полное образование. Эдвард
Меня редко кто удивляет. — Везет тебе, люди меня вообще шокируют!
У вас, мальчиков, наверное есть спец-курс в школе: «Как дать женщине по морде». Вивьен
Мистер Льюис, могу я узнать, насколько неприличную сумму вы готовы потратить: неприличную или вопиюще непристойную? — Вопиюще непристойную. — Какой мужчина!
про устриц: — Скользкие гады… Вивьен
Ну назови хоть одно имя? — Как её, чертова Золушка!
Не идёт сегодня клиент…
Тебе будет так хорошо, что ты не захочешь меня отпустить.
Мы с тобой похожи, Вивьен. Мы оба трахаем людей за деньги. Эдвард
Ты села на мой факс. — На этом я еще не сидела…
Знаешь, когда люди первый раз слушают оперу — это нечто необыкновенное. Она им сразу нравится или нет. Если им сразу нравится — они всю жизнь будут любить оперу. А если нет — они потом смогут научиться ценить ее, но опера никогда не станет частью их души. Эдвард
Я была здесь вчера, и Вы не захотели меня обслуживать. Вы ведь получаете комиссионные с продаж, да? — Да. — Так вот, Вы вчера очень ошиблись. Мне пора идти дальше по магазинам.
В театре, глядя в оркестровую яму: — Вау, там группа! Вивьен
В сборнике приводятся фразы и цитаты из фильма «Красотка» (Pretty Woman) — любовная комедия вышедшая на экраны в 1990 году.