Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-фз

Как происходит идентификация клиента согласно этому закону

Важно! Для того чтобы реализация этого закона смогла стать реальной, необходимо сначала идентифицировать клиента. Идентификация – это набор сведений о клиенте

Этот процесс физические лица и организации, в частности клиенты банков, проходят предварительно, до того, как стать клиентами банка. В процессе идентификации физических лиц задействована следующая информация:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. гражданство;
  3. паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность;
  4. дата рождения;
  5. ИНН (при наличии);
  6. ОГРНИП (ГРНИП) для индивидуальных предпринимателей;
  7. данные миграционной карты – для эмигрантов;
  8. подтверждение законности пребывания в России – для них же.

Для юридических лиц информация будет другая. У них будут проверять:

  1. название организации;
  2. ИНН, ОГРН;
  3. адреса – фактический, юридический;
  4. правовая форма (ООО, ЗАО, АО и т.д.);
  5. для иностранных организаций – данные о регистрации в России (коды и адреса);
  6. адрес(а) регистрации компании в их родном государстве;
  7. данные об учредителях, управляющих;
  8. другую информацию.

Также существует упрощенная система идентификации. В этом случае у физического лица выясняют только фамилия, имя, отчество и паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность. Упрощенная система идентификации проводится в следующих случаях:

  • операции по расчетным счетам не подлежат пристальному контролю (операции, подлежащие обязательному контролю, перечислены в таблице);
  • организация или физическое лицо осуществляющая операции, не является подозрительной;
  • операции по счетам обычные, ничем не выделяющиеся, обоснованные, имеющие смысл.

Также сотрудники перечисленных в законе организаций, проводят субъективную оценку клиента. При этом если клиент по всем признакам не подозрительный, но он не понравился сотрудникам, то у него запросят сведения и документы, чтобы провести идентификацию. Это связано с тем, что отзывы банковских лицензий в основном связаны с действием этого закона.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что ЦБ подразумевает под подозрительными операциями

К подозрительным финансовым операциям могут отнести случаи, например, когда клиент без указания причин отказался предоставить по операции пояснительные документы. Или, например, когда через счёт фирмы или предпринимателя проводятся только транзитные финансовые операции. Если клиент не оплачивает налоги с данного счёта, не начисляет зарплату или получает деньги на счёт и сразу же их снимает, это также может вызвать у банка вопросы. Если подобные ситуации повторяются из раза в раз или, хуже всего, комбинируются друг с другом, это даст банку основание отнести клиента к красной группе риска и установить за ним контроль.

2018

2 августа 2018 года компания СКБ Контур сообщила о запуске сервиса Контур.Призма, который автоматизирует процессы ПОД/ФТ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и «Знай своего клиента», проверяет клиентов по 115-ФЗ и помогает банкам соблюдать требования международной организации ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств). По информации компании, преимущество решения в том, что оно позволяет гарантированно соблюдать законодательство и автоматически получать налоговую и бухгалтерскую отчетность компаний – клиентов СКБ Контур, давших на это согласие.

Контур.Призма

Как сообщалось, во-первых, сервис идентифицирует клиента по 115-ФЗ и собирает из официальных источников полную анкету (досье) клиента со всеми актуальными данными о компаниях, ИП и физлицах, которые банки обязаны проверять. Учитывается финансовое положение клиента, реестры ФНС и отраслевые реестры, присутствие клиентов, их бенефициарных владельцев и представителей в списках публичных должностных лиц (ПДЛ) и международных санкций (США, Великобритания, Евросоюз,Украина, Швейцария) и многое другое – всего более 60 параметров. В ближайшее время в сервисе появится проверка по Списку 639-П, реестру террористов, экстремистов, неблагонадежных участников внешнеэкономической деятельности, а также возможность подгружать внутренние списки банков.

Во-вторых, Контур.Призма анализирует эту информацию по критериям, которые описаны в 115-ФЗ и его подзаконных актах и присваивает компании определенный уровень риска. Модель проверки можно настроить: указать дополнительные факторы риска и вес каждого для итоговой оценки в соответствии с внутренними нормативными документами кредитной организации. Проверка сопровождается прямыми ссылками на все действующие нормативные акты в области ПОД/ФТ.

В-третьих, сервис автоматически готовит детальный отчет по каждой проверке, который можно распечатать или сохранить в архиве. Также сервис позволяет получить статистику обо всех проведенных проверках за выбранный период.

По словам представителей компании, в дальнейшем Контур.Призма будет мониторить всю клиентскую базу и автоматически актуализировать документы в анкете клиента. Кроме того, в сервисе появится анализ сомнительных транзакций и Контур.ID (Контур.Паспорт) — личный кабинет, куда клиенты сами смогут добавлять документы и открывать банку доступ к ним.

Контур.Призмой можно пользоваться через браузер или интегрировать сервис со своей информационной системой через API.

Преимущества автоматизации проверок

Идентификация клиентов вручную — всегда риск совершить ошибку. Допустить ее может даже высококвалифицированный сотрудник, просто потому, что данных слишком много. В свою очередь специальные программы проводят проверку тысяч клиентов меньше чем за минуту и при этом не устают, а значит, не делают опечатки и не допускают неточности.

Еще одно преимущество автоматизации в непрерывном обновлении данных. Программы теперь сами отслеживают риски, которые могут появиться у клиента уже после заключения договора. Перепроверять данные вручную даже раз в неделю — слишком трудоемкий процесс.

Аудиторские компании

Что требует закон

Согласно информационному письму Росфинмониторинга от 23.11.2018 № 56 и п. 7.1 115-ФЗ, аудиторские компании обязаны:

  • проверять всех клиентов на присутствие в списках террористов / экстремистов / оружия массового уничтожения. Если аудиторская компания вступает в юридические отношения с клиентом из данных списков, ей грозит штраф до 1 млн ?;
  • проводить полную идентификацию клиентов, в том числе бенефициаров и учредителей, по всем открытым и закрытым спискам, регламентированным 115-ФЗ;
  • оценивать рисковый статус клиента по следующим критериям:
  • риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица (страновые риски);
  • риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски);
  • риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски). При подозрении, что операции осуществляются в целях ПОД/ФТ, аудиторской компании необходимо сообщать об этом в Росфинмониторинг путем отправки ФЭС.

Как вам поможет Контур.Призма

Контур.Призма автоматически проводит полную идентификацию клиентов и проверяет их на присутствие в списках террористов и экстремистов, а также оружия массового уничтожения. Оценивает рисковый статус компаний и формирует отчет.

Проверяйте клиентов за минуты

Укажите ИНН — и Контур.Призма сама проведет полную проверку клиента по критериям 115-ФЗ и всем необходимым перечням. Вы освободитесь от проверок вручную и снизите риск допустить ошибку из-за невнимательности.

Настраивайте свои модели проверки

Если какой-либо критерий оценки клиентов играет для вас большую роль, вы можете повысить значимость данного параметра, и сервис учтет это при проверке.

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И

О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Настройка раздела

Перед началом работы с разделом выполните следующие настройки:

  1. Определите сотрудников, которые смогут создавать запросы в сервис Контур.Призма.

По умолчанию выполнять запросы могут только . Чтобы это изменить, добавьте пользователей в группу Создание запросов в Контур.Призма.

Если вы пропустили этот шаг при установке бизнес-решения, нажмите на значок шестерёнки рядом с названием раздела Контур.Призма и выберите пункт Настройки групп. Выберите группу Создание запросов в Контур.Призма, нажмите Редактировать и определите список участников группы. Подробнее о настройке групп читайте в статье «Группы и роли в разделах и приложениях».

  1. Заполните справочник Рисковые модели, чтобы осуществлять анализ уровня риска контрагентов, а также запрашивать отчёт по проверке компании.  

Рисковые модели создаются на стороне сервиса Контур.Призма. Чтобы занести данные о них в ELMA365, перейдите на страницу приложения Рисковые модели и в правом верхнем углу выберите Добавить рисковую модель. В открывшемся окне укажите название, а также идентификатор рисковой модели, полученный при создании в сервисе.

  1. Настройте права доступа. По умолчанию у всех пользователей есть доступ к разделу. Ограничить доступ можно на уровне всего раздела, а также на уровне его приложений. Подробнее о том, как это сделать, читайте в разделе «Система прав доступа в ELMA365».

Описание

Призма — сервис автоматической проверки клиентов и транзакций на признаки обналичивания (автоматизация проверки клиентов по 115-ФЗ). Настраивает оценку клиентов по критериям риска, позволяя принимать решения о сотрудничестве в считанные минуты. Возможны два варианта подключения Призмы: веб-версия и API-интеграция.

Кому подходит Контур.Призма

Организациям, являющимся субъектами по 115-ФЗ:

  • Кредитным организациям
  • Некоммерческим финансовым организациям
  • Обслуживающим бухгалтериям
  • Нотариусам, адвокатам

Возможности Контур.Призма

Идентификация клиента

Все субъекты 115-ФЗ должны проводить идентификацию клиента перед тем, как принять его на обслуживание, а также регулярно обновлять данные. Призма проводит идентификацию клиента автоматически — в соответствии с параметрами, указанными в 115-ФЗ.

Автоматический скоринг клиентов

В сервисе есть готовые модели проверки клиентов — в соответствии с критериями, указанными в нормативно-правовой базе о ПОД/ФТ (Положения ЦБ РФ, Методические рекомендации ЦБ РФ, письма Росфинмониторинга и другие).

Призма позволяет гибко настраивать модели проверки более чем по 70 критериям. Вы можете присвоить каждому критерию определенное количество баллов — согласно правилам внутреннего контроля (ПВК) вашей компании.

Специальные перечни в одном сервисе

Работайте с полной информацией по каждому клиенту. Сервис выполняет проверку и формирует анкету клиента по данным всех открытых и закрытых списков, регламентированных законом.

Проверки по актуальным критериям

Контур.Призма проверяет клиентов  и транзакции в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов…», Положениями ЦБ РФ № 375-П/445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля…» и № 499-П/444-П «Об идентификации…». Аналитики отслеживают все нововведения в этих и других нормативных актах, а разработчики оперативно обновляют сервис. Вам не нужно тратить время, чтобы реагировать на новые требования регулятора.

Преднастроенные рисковые модели

В сервисе есть три готовые модели проверки:

  • 115-ФЗ для банков;
  • 115-ФЗ для страховых, лизинговых и прочих субъектов-115;
  • корпоративный сегмент − на базе требований 115-ФЗ и ПВК крупнейших банков.

Рисковый статус клиента по разным моделям проверки может отличаться.

Настраиваемые модели проверки

Настраивайте свои модели проверки, исключая или добавляя факторы риска и присваивая каждому вес в итоговой оценке. Загружайте собственные списки рисковых клиентов, чтобы сервис учитывал их наряду с официальными перечнями.

Проверка контрагентов по санкционным спискам
Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, работать с фигурантами санкций рискованно. Сотрудничество может обернуться потерей валютного контракта или привести к попаданию под вторичные санкции. Проверка контрагентов позволяет минимизировать эти риски.

Анкета физического лица и юридического лица

Субъекты 115-ФЗ в соответствии с Положением Банка России № 499-П и Положением Банка России № 444-П должны заполнять анкеты клиентов, с которыми они сотрудничают или которых готовятся принять на обслуживание.

В Призме удобно заполнять и хранить анкеты с данными о физических и юридических лицах. Сначала проверьте клиента по ФИО или ИНН, а после этого нажмите на кнопку для создания анкеты.

Массовая проверка клиентов

Призма проводит массовую проверку клиентов по определенным перечням:

  • перечни террористов и экстремистов;
  • перечни организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их
  • причастности к распространению ОМУ;
  • перечень ЦБ на основании положения от 15.07.2021 № 764-П;
  • перечень публичных должностных лиц Российской Федерации (РПДЛ);
  • санкционные списки;
  • сообщения о банкротствах;
  • пользовательские списки (загружайте в сервис ваши списки клиентов).

История проверок

В сервисе доступна история проверок. Призма показывает:

  • дату проверки;
  • количество совпадений со специальными перечнями (у физических лиц);
  • уровень риска (у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
  • сформированную анкету.

Чтобы скачать анкету из сервиса, нажмите на соответствующую кнопку.

Проверка паспорта на действительность

В Призме можно проверить, действителен ли паспорт клиента. Для этого перейдите во вкладку «Физические лица», выберите пункт «Проверка паспортов», затем введите серию и номер паспорта клиента.

Международный комплаенс

С 2021 года Призма помогает иностранным компаниям проводить полную идентификацию российских контрагентов и скоринг на вовлеченность в сомнительные схемы. Сервис позволяет получать уникальные данные о физических и юридических лицах, в том числе фигурантах санкционных списков.

Что будет, если юрлицо оказалось в одной из трёх групп

Если клиент оказывается в жёлтой группе, банк будет запрашивать дополнительные документы и пояснения по тем операциям, которые провёл предприниматель. Решение о блокировке или допустимости операции будет приниматься по двум условиям — предоставил клиент пояснения или нет, и какой характер носила финансовая операция.

С зелёной группой всё просто — фирмы, которые отнесли в эту категорию, не заметят для себя каких-либо изменений. Банк не сможет отказывать в операциях ни по внутренним, ни по внешним счетам, однако стоит юрлицу провести хоть одну подозрительную операцию, и из этой зоны его могут убрать.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом».

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст

5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

2022: Предоставление данных для продукта «Проверка по перечням подозрительных стран, лиц и организаций»

12 мая 2022 года компания «Диасофт» сообщила, что в партнерстве с «Контуром», экосистемой продуктов для бизнеса, разработала решение, которое позволяет осуществлять проверку клиентов по международным санкционным спискам и контроль рисков по 115-ФЗ для проведения банковских операций.

Получая данные из «Контур.Призмы», программный продукт «Проверка по перечням подозрительных стран, лиц и организаций», разработанный специалистами компании «Диасофт», проводит комплексную оценку клиентских операций в IT-системе банка. Продукт «Проверка по перечням подозрительных стран, лиц и организаций» входит в состав платформы развития Digital Q.Risk&Compliance. Подробнее .

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Быть в курсе нового
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: