Как шла работа над опытными образцами
Грузоподъемность мы рассчитывали по формуле: вес ребенка плюс мамина сумка. Во время испытаний — они проходили прямо на территории университета — нагружали сиденье книжками, килограммов по 17-19. Коляска справлялась хорошо. Также она преодолевала пандусы с углами 10 и даже 12-15 градусов.
В отличие от полностью роботизированной Tesla, коляской все-таки управляет человек, который находится рядом
Поскольку устройство предназначено для перевозки малолетних детей, родители должны его контролировать. Поэтому и скорость передвижения была нами приравнена к средней скорости человека — 5-6 км/ч. Но при желании ее можно уменьшить или, наоборот, довести до 8 км/ч.
Однако у первых двух прототипов выявились два серьезных недостатка…
Как мы решили эти проблемы
Если сама коляска весит 6-8 кг (вариант «два в одном»), а коляска-трансформер — все 11 кг, то наше дополнительное оборудование (электропривод, аккумулятор и др.), в зависимости от количества колес, тянуло еще на 2,5-4 кило.
Себестоимость производства, включая цену на коляску, составила 40 тысяч рублей. Это значит, что в розничной продаже она стоила бы не меньше 55-60 тысяч. Неподъемная для большинства семей цена.
Мы часто принимаем участие с коляской в различных выставках
Мы поняли, что надо использовать модульный принцип — электропривод должен быть съемным, универсальным и подходить к любой коляске. Во многих семьях коляска уже есть, вряд ли они будут покупать вторую, автоматизированную.
Мы сделали третий прототип. На внешнюю сторону двух передних колес прикрепили специальными стяжками переходники-диски, на шасси коляски — опорное колено, а на рукоятку — пульт управления. Установка этих девайсов занимает 5-7 минут. Они легко снимаются и так же быстро устанавливаются на другую коляску.
В итоге вес стал меньше, а себестоимость снизилась в 4 раза — до 10 тысяч рублей. То есть теперь розничная цена электроколяски фактически сравнялась с ценой не самого дорогого смартфона.
О перспективах
Нашу коляску можно еще усовершенствовать, чем мы и занимаемся. Например, нет больше проблемы с резким разгоном и торможением, рычаг переключения скорости теперь реагирует мгновенно, а не с задержкой, как раньше.
Меня иногда спрашивают: вижу ли я будущее для своего изобретения? Мы проводили опросы в Новосибирске, и оказалось, что электроколяска востребована.
Электроколяска оказалась востребованной среди молодых мам Новосибирска
На всех выставках и конкурсах, где мы представляем свои разработки, я вижу реакцию посетителей и их заинтересованность. Особенно бурно реагируют мамы, у кого второй или третий ребенок: «Это топ! Это огонь!»
Кстати, младенцы, вдохновившие меня на изобретение, сами им не воспользовались. Ко времени создания первого прототипа коляска им была уже просто не нужна — они побежали своими ногами.
У меня же пока нет своих детей, но, думаю, моя автоматизированная коляска нам обязательно пригодится.
Текст: Сергей Пономарев
Коляска с моторчиком
Пластиковыми стяжками Дымов прикрепляет аккумулятор к коляске. На столе — разобранные микросхемы, батарейки, бытовой утюг. Изобретение пока на этапе прототипа, собранного «на коленке» силами нескольких студентов. Три года назад в университетской лаборатории вместе с группой единомышленников Дымов начал конструировать первую версию автоматизированной детской коляски. Сейчас пилотная версия готова — ее уже презентовали на международных форумах, разработкой интересуется несколько частных инвесторов, но выйти на рынок сибирским ученым будет непросто, солидарны эксперты.
Фото Forbes
Дымов отучился на инженера на той же кафедре, где ныне преподает. «Хотелось заменить человеческий труд», — объясняет он выбор проекта, над которым работает. Первый серьезный изобретательский опыт привел Илью на международный форум технологического развития «Технопром». Вместе с командой из пяти человек под руководством преподавателя кафедры менеджмента НГТУ Евгенией Горевой Дымов разработал систему предупреждения водителя. Это была оплетка руля, в которой были установлены датчики пульса, температуры тела и силы давления на руль. Если эти три параметра снижались, система подозревала, что водитель заснул, и начинала его будить: сначала давала яркую световую вспышку, а если показатели не менялись, включала громкий клаксон. «К нам на выставке подошли московские коллеги и объяснили, что не стоит разрабатывать то, что нужно не для автономного устройства. Что в эпоху беспилотников это прошлый век», — вспоминает Дымов. Изобретение успели запатентовать, но дальше дело не двинулось — проект свернули, команда распалась.
В 2016 году ученый заинтересовался темой инвалидных колясок с электроприводами. «Сама система уже существовала, но была очень дорогой. 120 000-140 000 рублей для Новосибирска — серьезная сумма, на это машину можно купить. Я хотел удешевить существующее решение», — рассказывает Илья. Он получил грант молодым ученым в сфере научной и инновационной деятельности от мэрии Новосибирска в 300 000 рублей и заменил общепромышленные двигатели на более легкие и мощные мотор-колеса.
Отпуск тем летом Илья провел в Находке — полетел погостить к родственникам. Сестра жены Дымова, у которой трое детей-погодок, пожаловалась на трудности во время прогулок: толкать коляску с двумя близнецами по горной местности, ведя за руку старшего сына, было непросто. «Илья, ну ты же ученый, помоги!» — вспоминает изобретатель разговор с родственницей.
Вернувшись в Новосибирск, Дымов решил использовать наработки по инвалидным коляскам для колясок детских. В соратники взял несколько человек — Никиту Попова, с которым познакомился в одной из поездок по регионам в составе приемной комиссии и который позднее стал студентом той же кафедры, что и Илья. И второго Никиту — Васильева, своего студента, с которым разговорился после одной из лекций по введению в направление.
Консультировала команду Евгения Горевая — например, подала идею провести соцопросы среди новосибирцев. У нескольких сотен человек поинтересовались, сколько у них колясок в семье, покупают их или берут в аренду, интересна ли им разработка, облегчающая движение коляски. Результаты команду порадовали, и Дымов приступил к технической части проекта.
С чем еще мы столкнулись
В отношении любых самодвижущихся аппаратов на электроприводе, будь то инвалидная коляска или детская, есть так называемая проблема последней мили. Иначе говоря: как преодолеть путь от входа в подъезд до лифта? А у нас ведь есть много домов вообще без лифта…
Для инвалидных колясок задачу пытаются решить несколькими способами. За счет гусеничного хода, например. Или используя очень широкие шины для лучшего сцепления со ступеньками.
Но для детских колясок эти варианты не подходят, так как увеличивают их стоимость до полумиллиона рублей. Выход — в так называемом шаговом режиме.
Мы знаем, как с помощью небольшого дополнительного колеса заставить коляску шагать по лестнице, меняя центр тяжести
Механизм задает ритм шага и выполняет страховочные функции, а уже имеющиеся колеса помогают подтягивать коляску на следующую ступень или спускать ее вниз. Система работает поочередно друг за другом: зафиксировались, подтянулись, затем цикл повторяется.
Договор от расходов не спасает
Если вы скачаете с сайта Мособлгаза договор о ТО ВДГО, то обнаружите немало интересного. Прежде всего: чрезвычайно много обязанностей лежит лично на вас, и осуществляется за ваши деньги. И трубы должны красить, защищая от коррозии, и следить за исправностью крепежа. А что Мособлгаз? А он один раз в год пришлёт человека для проверки вашего оборудования. Обязанности — в основном это визуальные осмотры, покрутить конфорки газовой плиты, краны, проверить исправность газового котла и даже пройти вдоль газовой трубы. Ремонт по договору — только один. То есть если котёл старенький и ломается часто, то бесплатно починят раз в год с гарантией на 6 месяцев, сломался снова — платите. Запчасти за ваш счёт, всегда.
Безопасность — хорошее дело, правильное. Никто не спорит. Но вот только, когда потребители «спинным мозгом» ощущают, что тарифы на её проверку, мягко говоря, необоснованны, они всеми правдами и неправдами постараются от неё уклониться. Тем более, что они помнят прежние времена, когда подобные проверки осуществлялись бесплатно для клиента. Тогда предполагалось, что подобные работы уже оплачены потребителем, который платит за газ.
Сотрудники газовых служб жалуются, что в частные домовладения их очень часто вообще не пускают.
15 000 руб в год за обслуживание сети посёлка
Хочу ещё про «ШРП» добавить, о которых газовый начальник упомянул. В моём посёлке сети принадлежат дачному кооперативу. Так вот, за их, вместе с этими ШРП, обслуживание Мособлгазом мы вынуждены собирать в шапку деньги, по 15 000 в год! Дополнительно. То есть посёлок почти полмиллиона в год отдаёт за обслуживание поселковой газовой сети Мособлгазом, а ведь какие-то затратные работы по новому оборудованию — ох как сомнительны. Да и обслуживание сомнительно. Ходят, визуально осматривают, гребут деньги лопатой, а персоналу не платят, люди разбегаются.
Анализ стихотворения «Человеку надо мало» Рождественского
Р. Рождественский по праву считается одним из лучших советских лирических поэтов, стихи которого положены в основу множества песен. Не затрагивая острых социально-политических вопросов, поэт умело находит ключ к любому человеческому сердцу. Стихотворение «Человеку надо мало» — один из примеров размышлений Рождественского над общечеловеческими ценностями.
В отличие от известных философов с их обширными трактатами, посвященными цели и смыслу жизни человечества, Рождественский твердо заявляет: «Человеку надо мало». Выражает свои взгляды он простым и доступным каждому языком, который подкупает своей искренностью. Короткие размеренные строки буквально пропитаны настоящей человеческой правдой. Под любой из них может подписаться каждый здравомыслящий читатель. Все испытывают те же самые чувства, просто не могут выразить их словами. В конце концов все без исключения люди в определенный момент серьезно задумываются над вечными вопросами: «Для чего я пришел в этот мир?» и «Какой смысл в моей жизни?». Ответов может быть бесконечное множество. Трудность заключается в том, чтобы выбрать правильные.
Какие же требования человека входят в набор поэта? Искать и всегда находить то, что тебе нужно. Иметь единственного настоящего друга и его противоположность — одного непримиримого врага. Ведущая вдаль тропинка символизирует насыщенный жизненный путь
Рождественский справедливо утверждает, что для каждого важно, чтобы как можно дольше рядом находился самый близкий человек — мама. Тишина после грома, «клочок тумана», одна жизнь и одна смерть, свежая газета и чувство сопричастности всему человечеству, живущему опять же на одной родной планете
Наконец, осуществление мечты о межзвездном сообщении. В этом минимальном наборе действительно заложены самые главные, но простые и естественные желания человека, достаточные для счастливой жизни. Сам поэт заключает, что все это — «в общем-то, пустяк».
Самое главное требование Рождественский оставляет на финал: «чтобы дома кто-то ждал». В этом внешне наивном итоге и заложена основная идея произведения. Большинство людей даже не подозревает, что все их страдания проистекают от одиночества. Выраженная поэтом более 40 лет назад мысль стала еще актуальнее в наше время. Бурное развитие информационных технологий (особенно интернета) создает иллюзию тесных связей внутри человечества. На самом деле люди замыкаются в себе, и дома их по-настоящему ждет всего лишь один компьютер.
Морфемный разбор слова «немало»
В составе наречия «немало» выделяют несколько частей слова:
Слово | Приставка | Корень | Суффикс | Основа слова |
Немало | Не- | -мал- | -о | немало |
Наречие «немало» является неизменяемой частью речи, то есть не изменяется по родам, числам и падежам.
Примеры предложений
Запомнить правописание наречия «немало» помогут примеры:
- Ему пришлось немало потрудиться, чтобы поступить в этот университет.
- С новым компьютером, конечно, будет легче работать, но такое удовольствие стоит немало.
- Вопреки ожиданиям, на встречу с губернатором пришло немало людей.
- У меня и на одного щенка уходит немало времени, куда же еще одного брать?
Слитно написанное слово «немало» всегда синонимично наречию «много».
Как появились первые прототипы
Примерно через полгода был готов первый образец. Его я изготовил вместе со своим студентом Никитой Васильевым.
На обычную четырехколесную китайскую коляску мы поставили два колеса с электроприводом и аккумулятором от электросамоката. Управлять коляской нужно было специальным курком, который крепился с помощью клипсы на ручку.
В лаборатории вместе со студентом Никитой Васильевым
Я на кафедре раньше занимался автоматизацией инвалидных колясок, и эти наработки сильно помогли. Но одно дело — коляска для людей взрослых, хотя и с ограниченными возможностями, и совсем другое — для детей.
Второй прототип мы сделали уже на трех колесах — для большей маневренности. Коляску для него купили на «Авито». Бывший хозяин, узнав, зачем она нам, долго смеялся и пожелал удачи.
Раздельное написание «не мало»
- усиление отрицания при помощи отрицательных частей речи с приставкой «ни» ничуть не мало, нисколько не мало;
- использование таких усиливающих наречий, как «отнюдь», «далеко», «вовсе», – отнюдь не мало, вовсе не мало;
- противопоставление, когда наречию противопоставляется антоним, предваряемый союзом «а», – не мало, а много.
Примеры предложений
В приводимых примерах важно запомнить смысл применения частицы «не» с наречием «мало»:
- Не беспокойтесь, что не можете оплатить эту небольшую услугу, поверьте, вашей сердечной благодарности для меня ничуть не мало.
- Быть здоровым, растить детей и заниматься любимой работой – этого отнюдь не мало, чтобы чувствовать себя счастливым.
- В этом образце биологической жидкости должно быть не мало лейкоцитов, а всего 1-2 в поле зрения.
- У малыша не мало зубов, а достаточно для его возраста.
Как меня вдохновили племянники-погодки
Четыре года назад вместе с женой я ездил в гости к ее сестре в приморский город Находку. У родственницы только что родились два мальчика-близнеца, а ее старшему сыну на тот момент исполнился год.
Рельеф местности в Находке неровный и для прогулок с детьми неприспособленный. Молодая мама со своими тремя непоседами совсем измучилась.
Как-то вечером за семейным ужином она буквально взмолилась: «Илья, ну ты же инженер! Придумай что-нибудь!»
Я вернулся домой и решил сделать самодвижущуюся детскую коляску, которая приводилась бы в движение электромотором, а родитель лишь задавал направление.
Обслуживание дороже самого газа
15 000 руб в год за обслуживание сети посёлка. Плюс 12 000 за внутридомовое ТО (ВДГО). Плюс поверка счетчика или покупка нового каждые 8 лет — с учетом снять-поставить-опломбировать ещё 1000 в пересчете на год.
И плата за газ, растущая с каждым годом — у меня это тысяч 20 за год.
Да, представьте себе, за газ получается меньше, чем за все эти ТО! 20 тыс против 28. И это без стоимости запчастей и ремонтов, не входящих в ВДГО.
Если газовики включат обслуживание в тариф, то он процентов на 150 поднимется. А ведь тарифы надо отстаивать перед государством. И государство, всё посчитав и проверив выкладки газовых экономистов, говорит: у вас нет таких затрат. А вот за ТО не спрашивает, нормы не проверяет. Появилась хорошая возможность обогащения.