Почему любая тревога — это страх смерти
Любая тревога — это тревога о будущем, а тревога о будущем — это хорошо замаскированный страх смерти. Ведь это самое худшее, что может произойти в будущем. Человек — животное, обладающее воображением. Он способен поэтому моделировать будущее, и при этом имеет некие подозрения по поводу собственной смертности, которую — вместе с подозрениями — и пытается всячески избегать.
Канадский психотерапевт Джордан Питерсон рассказывает об этом так: человек способен в голове создавать искусственные миры, населять их своими аватарами, действующими по-разному и смотреть, какой из этих аватаров выживет. В «Отрицании смерти» антрополог Эрнест Беккер вообще предполагает, что вся человеческая цивилизация и культура созданы исключительно для того, чтобы замаскировать или как-то смягчить этот страх смерти. Там же он пишет, что и восточные парни не являются исключением. Буддисты поступили хитрее всех, сделав вид, что не хотят перерождения: коротко говоря, цель любого уважающего себя буддиста — выйти из «колеса сансары» и перестать перерождаться. Делать вид, что не хочешь того, чего хочешь больше всего, — прекрасная уловка!
В духовных книгах про «жизнь в моменте» так или иначе затрагиваются вопросы смерти, но только с присказкой «нет никакой смерти, вы что». Этот парадокс придумал еще Лукреций пару тысяч лет назад: «Где есть я, там нет смерти, где есть смерть, нет меня. Поэтому смерть ничто для меня». Согласно европейской психологической традиции этот и подобные ему ходы — защитные механизмы, с помощью которых люди упорно пытаются отвести взгляд и не смотреть туда.
Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Пример рассказа для раздела «Делу время — потехе час» для 4 класса.
Во вторник Лилия Николаевна – учительница литературного чтения – объявила о том, что в следующий понедельник пройдёт открытый урок.
На нём будут присутствовать директор, преподаватель театрального кружка и родители из родительского комитета.
Чтоб впечатлить столь важную комиссию, мы решили разыграть сказку «Бременские музыканты» Братьев Гримм.
Мне очень нравится это произведение и я вызвался исполнять роль автора – одного из братьев Гримм.
Роль второго автора взял мой друг Славка.
По дороге со школы домой мы со Славкой обсуждали, как классно, что мы будем играть в такой сценке.
— Я уже хочу понедельник! Так хочется ощутить себя артистом, — сказал Славка.
— Да, ты прав. Только слова выучи! Ты же автора играешь, а не осла, — подшутил я.
— Выучу, сегодня же начну учить.
— А я, наверное, завтра приступлю. Почти целая неделя впереди.
На следующий день мы провели репетицию.
Никто ещё слов не знал, но зато все поняли последовательность событий.
В четверг и пятницу Лилия Николаевна отсутствовала по семейным обстоятельствам, но нам объявили, что в понедельник она будет в школе и открытый урок тоже пройдёт.
Когда мы со Славкой шли в пятницу домой, он всю дорогу рассказывал свои слова.
— Давай вместе прорепетируем. Ты же знаешь слова? – спросил он.
— Я был сильно занят, ещё не учил. За выходные выучу, — ответил я.
— Чем же ты был сильно занят? Уроков мало задавали. Ты так не шути, слов-то много.
— Я нашёл новую компьютерную игру, и мне надо было её протестировать. Поэтому не выучил.
Ты за себя переживай, — ответил я раздражённо.
Пришёл я домой и решил, что надо бы приступить к роли.
Сел учить, посмотрел за окно и понял, что давно не играл в футбол.
То школа, то уроки, то компьютер.
Надо бы отдохнуть.
Побежал я к дворовым ребятам играть вместе с ними в футбол.
Время пробежало незаметно, и мама позвала ужинать.
За ужином я вспомнил про «Бременских музыкантов», но ведь «утро вечера мудренее».
На следующий день я спал до 12 часов дня.
Потом сел играть в компьютерную игру и не заметил, как пролетело ещё 3 часа.
Вечером я вспомнил, что надо учить слова.
Но вдруг зазвенел телефон. Это был Колька.
Он сказал, что у него завтра день рождения и пригласил меня.
Я рассказал об этом маме, на что она сказала: «Ты только уроки сегодня сделай, а то завтра времени не будет».
Открыл я лист со своими словами, пробежал по нему глазами и понял, что обессилен – ничего в голову не лезло.
Я решил, что лучше выучу слова завтра утром, а сегодня сделаю математику и русский язык.
Сделал 2 упражнения по русскому языку, а математику оставил на завтра.
Слишком уж измучился за день.
Утром я собрался на день рождения и пошёл поздравлять Кольку.
Ближе к вечеру вернулся домой и сел смотреть телевизор.
Вдруг, в голове пронеслась мысль: «Открытый урок!». Посмотрел на часы, а стрелки уже показывали 8 вечера.
Схватил я лист со словами, начал судорожно его перечитывать. Абсолютно ничего в голову не лезло. Взялся за математику, но мысли были об открытом уроке. Что же делать?
Не помню, что было дальше, но утром я проснулся со страхом перед открытым уроком. Слова не выучены, а ведь Лилия Николаевна просила хорошо подготовиться.
Пришёл я в школу. Первый урок – репетиция. Все стали на свои места. Я был красный как рак, ведь знал, что начинаю, а вот, что говорить не знал.
— Миша, начинай, – обратилась ко мне Лилия Николаевна.
Но я не знал, что и говорить.
— Миша, почему молчишь? Ты слова выучил? – спросила учительница.
Я просто смотрел на неё, щёки горели, глаза наливались слезами. Мне было очень стыдно.
Лилия Николаевна всё поняла, дала мне папку со словами и сказала: «Братья Гримм будут читать с папок, как настоящие авторы».
Открытый урок прошёл хорошо, комиссия хлопала нам стоя и очень хвалила.
После урока ко мне подошла Лилия Николаевна и спросила, почему я не выучил слова.
Я всё рассказал, как есть.
На это учительница сказала: «Помни, делу время – потехе час. Не стоит себя сильно винить, но больше не повторяй таких ошибок».
И эту науку я запомнил навсегда.
Подсказки:
- Пример рассказа к разделу «Делу время — потехе час»
- Читательский дневник «Никакой горчицы я не ел»
- Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
- Читательский дневник по книге «Денискины рассказы»
- Краткая биография писателя Виктора Драгунского для презентации
_______
Что такое «жизнь в моменте»
Один из таких мемов — «жизнь в моменте», также известный как «жизнь здесь и сейчас» и другие его вариации. Откуда взялся этот мем, уже мало кто вспомнит, — разве что это «что-то восточное», занесенное на Запад в 70-е, во времена начала его большого романа с восточной духовностью. Выросших тогда на стыке двух культур духовных учителей — легион. Чтобы понять, как выглядят последователи мема сегодня, можно заглянуть в довольно популярные книги на эту тему.
Первая, вероятно, наиболее известная — «Сила Момента СЕЙЧАС», написанная духовным оратором Экхартом Толле. Эта переведенная на 33 языка книга в жанре проповеди все двухтысячные входила в список самых продаваемых книг по оценкам «Нью-Йорк Таймс». Автор агитирует жить в моменте и даже рассказывает, какие мысли для этого надо думать, как относиться к жизни и что делать. В двух словах: «Всё принять».
Вторая — «Мудрость ненадежности. Послание веку беспокойства» Алана Уотса, британского философа, писателя и лектора, переводчика и популяризатора восточной философии для западной аудитории. В книге предлагается просто принять факт, что нет никакой надежности и постоянности: расслабиться, получать от этого удовольствие — и зажить в моменте. То есть тоже «всё принять». Что совершенно невозможно сделать, прочитав всего лишь одну книгу. Или даже две.
АВТОПИЛОТ С СЕРЬЁЗНЫМ ВИДОМ
Есть действия, которые уже доведены до автоматизма. У меня, например, это вождение машины, приготовление еды, вязание, вышивка, шитьё. Заметила, что и это делаю с «ну очень серьёзным видом».
Вспомнилась ситуация. Ехала с «сосредоточенным» видом за рулём на машине, которая очень часто выдавала какие-то сбои в работе. Навстречу приближалась машина очень яркого оранжевого цвета
Это привлекло моё внимание и я взглянула на лицо водителя. Парень искренне и радостно улыбался
Нет, не мне. Он просто был счастливый. Это было настолько контрастно с тем состоянием, в котором я находилась, что мне захотелось посмотреть в зеркало, чтобы понять, как это выглядит. Когда я увидела своё лицо с надвинутой мега-серьёзностью, я просто расхохоталась! Да, машина периодически сбоит, но ведь ездит. И то, что я буду сидеть за рулём с таким якобы серьёзным видом, никак не повлияет на работу техники… А как часто мы не обращаем внимания на то, с каким видом, выражением лица делаем что-то, говорим и т.д.?..
Я понимаю, что в определённых ситуациях (действиях) жизненно необходима сосредоточенность и повышенная внимательность (например, первые уроки вождения, первый опыт самостоятельного приготовления еды и эксплуатации той же плиты). Но для чего на меня надвигается, как туча, эта видимость сосредоточенности, когда тело автоматически выполняет действия без какого-либо обдумывания процесса «что за чем нужно сделать»? Интересно, что в такие моменты, пока тело «задней левой ногой» делает что-то (так для себя назвала действия, которые выполняются уже на автомате) с вот этой «надвинутой» серьёзностью, в голове происходит другой процесс: идёт автоматический поток мыслей о том, например, что кто-то неправильно поступил – оценка, сравнение, осуждение, возмущение…
Как мысли о будущем вызывают тревогу
Тревога, присущая всем людям, потенциально бесконечна. Особо тревожные люди просто не знают, когда следует остановиться и перестать беспокоиться. У них совершенно верная логика: «о будущем надо заботиться» — этого, на их взгляд, «сраные хиппи» как раз не делают. Но тревожность — это чувство, а чувство просто так не отпускает, отсюда следует простой вывод, что надо еще лучше заботиться о будущем — и тогда, может быть, отпустит. Вывод неверный. В крайних случаях тревожный человек пытается предусмотреть вообще всё, объять своим тревожным умом всю вселенную. Это не только утомительно, но и совершенно невозможно.
ЧЕМ «ГРОЗИТ» НЕСЕРЬЁЗНОСТЬ
Эта маска прилипла ещё в детстве.
Мне было лет 11-12. Мы с мамой сидели на кухне, общались. Она рассказывала какую-то ситуацию о нашей общей знакомой (не помню ни сути рассказа, ни о ком шла речь, но очень хорошо запомнила суть ситуации, в которой тогда оказалась я). Мама делилась своими переживаниями и выводами, а я задавала уточняющие вопросы. На один из них мама мне ответила так (конечно же, это не дословно, а сама суть): «Ты что?! Как ты не понимаешь? Ведь она имела ввиду то-то и то-то!» То есть какие-то слова этой знакомой, по мнению мамы, имели совершенно другой смысл, тайный подтекст, которого я вообще не уловила.
Я сидела и действительно НЕ ПОНИМАЛА! У меня никак не складывались слова той женщины, логическая цепочка в размышлениях мамы и выводы, которые она сделала «что имелось ввиду». Но я вдруг поняла (с вероятностью 100% – мне пришла такая мысль), что если я покажу маме, что не понимаю, то она решит, что я ещё слишком маленькая и глупенькая, и перестанет со мной делиться своими взрослыми ситуациями. Поэтому нужно притвориться, что я всё поняла. И я одела маску серьёзного понимания серьёзности происходящего. А она взяла и прилипла…
Кстати, во взрослом возрасте «я научилась» улавливать тайные, скрытые смыслы и подтексты слов других людей. И до тех пор, пока не начала наблюдать за работой своего сознания, была абсолютно уверена в «своей правоте». Насколько не соответствуют действительности такие выводы смогла убедиться на собственном опыте, когда сестра решилась озвучить, что мои слова её очень задели. В беседе мы выяснили как поняла их она. Сказать, что я была удивлена, – ничего не сказать. Я очень хорошо помнила что говорила и знала, что не вкладывала того подтекста, который увидела сестра. Сейчас очень часто наблюдаю, как мои слова переворачиваются с ног на голову в сознании дочери.
Но вернёмся к теме…
Как поймать скидки на Айфон в Чёрную Пятницу
ВСЁ ЛИ В ЭТОМ МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО?
Сталкивалась с таким явлением, когда вся важность и серьёзность воспитания ребёнка, который что-то «учудил», испаряется, когда он заболел и лежит с температурой под 40 градусов. Становится совершенно неважно всё, что он успел натворить
И на первом месте оказывается спасение жизни.
Или если оглянуться на 5, 10 лет назад, год-два, да даже месяц назад, то можно вспомнить уйму ситуаций, в которых на полном серьёзе отстаивала своё мнение, отчитывала детей за что-то, волновалась и переживала. И как часто обнаруживаешь, что на сегодняшний день те ситуации вообще не имеют никакого значения.
А что же действительно незыблемо важно? К чему нужно относиться серьёзно? Где необходимы моё сосредоточение и серьёзный подход? Так, чтобы оглядываясь назад в стремительно меняющихся обстоятельствах, я могла сказать: «Да, это важно! И я не намерена менять своё мнение о необходимости серьёзного подхода в этом вопросе!»
Однажды получила интересный опыт
Легла спать, но в голове нёсся поток обиженных мыслей в сторону мужа, переворачивая с разных сторон ситуацию, которая в нашем мире считается важной и серьёзной. У меня никак не получалось остановить этот давящий негатив
В какой-то момент я задала себе вопрос: «А если я сейчас умру, то будет ли для меня это так важно?» В одно мгновение этот нагнетающий ретранслятор умолк. Просто тишина, спокойствие и радость…
К чему этот пример? К тому, что нет ничего важнее жизни человека! Это самое ценное, что есть у каждого из нас.
Мы ставим цели, добиваемся результатов, достигаем чего-то. Но сколько длится радость от достижения этих целей? День, два, три? А дальше? Поиск новых целей и сосредоточенная серьёзная работа по достижению этих целей. Опять тот же вопрос: «Умерла. Какие из достигнутых целей можно назвать важными?»
Ответ на вопрос «Что же действительно важно?» на тот момент мне уже был знаком из книг Анастасии Новых и передач с участием И.М. Данилова
Именно «знаком»… У меня было какое-то «теоретическое» знание и понимание этого момента. И лишь со временем, сталкиваясь с определёнными ситуациями, наблюдая за тем, что я чувствую и какие мысли крутятся в голове при этом (то есть, получая практический опыт), начала глубже понимать всю ценность и важность Знаний, которые в чистом виде вновь привнесены в этот мир для всего человечества. И это касается не только вопроса о смысле жизни человека. Так же постепенно происходило практическое понимание важности знаний о двойственной природе человека. А сколько ещё «теоретического» понимания нужно познать практически! Это очень увлекательно и интересно.
Истинный смысл жизни человека в духовном совершенствовании, обретении Жизни, которая не может закончиться, потому что она Вечна. Обретение Любви Божьей – единственная главная цель в жизни каждого человека, достижение которой радует постоянно, а не три дня. Любовь, счастье, радость – это те чувства, которые наполняют, и хочется их испытывать постоянно. Ведь любая внешняя цель направлена именно к поиску этих чувств. Мы ищем во внешнем. Но это внутри каждого.
Так вот, для меня главная цель – обрести Любовь Божью, научиться Любить, обрести Жизнь и вернуться Домой
Единственное, что действительно важно и абсолютно серьёзно. И где же серьёзный подход к достижению этой цели?
Ошибочное написание
Для того чтобы закрепить прочитанное, посмотрите на несколько примеров, в которых заложены ошибки:
- Боюсь, что все твои ухаживания не серьёзны.
- Я-то прекрасно понимаю, что всё это несерьёзно, а лишь в шутку.
В первом образце нет противопоставления или слова-усилителя, а «не серьёзны» отчего-то написано раздельно. Второй пример содержит противопоставление, и «несерьёзно» при нём написано слитно. На самом деле, должно быть в точности наоборот: слитно – в первом примере, раздельно – во втором.
Про ошибки, связанные с правильным написанием корня «серьёз», − «сирьёз», «сирьоз» и говорить нечего. Это – признак явной малограмотности.
Можно ли исправить человеческую природу
Дело не только в закрытии глаз. Было бы слишком печально думать, что это просто одни люди нашли способ обдурить себя — и теперь толкают его другим под видом духовных учений. Хотя, может, так и есть. Но дело может быть и в упражнениях. Помните музыкантов из примера выше? На эту тему есть еще один популярный мем «нейропластичность» — свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта. Если бы этого понятия не было, как бы мы могли другими словами выразить простую мысль о том, что человек способен обучаться и меняться? Даже и не знаю.
Существуют научные исследования, в процессе которых серьезных медитаторов позасовывали в аппарат МРТ и выяснили, что мозг у них работал по-другому. Каждый раз улыбаюсь, когда слышу про эти исследования: а со стороны без МРТ разве не видно, что с буддистами что-то определенно не так? Слишком счастливо выглядят.
Как ты думаешь, можно ли дать разделу другое название?
Мне нравится название раздела, так как я считаю, что оно полностью соответствует произведениям, что в нём размещены.
Но, если выбирать с предложенных вариантов, то я бы остановился на первом либо четвёртом названии.
2. Почему произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел?
Все эти рассказы о юных школьниках.
Они проводили время понапрасну, тратили его на пустые, бессмысленные вещи и в итоге жалели об этом.
3. Перечитай конец сказки Шварца. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.
Я полностью согласен со словами Евгения Львовича.
Даже сам замечал, что когда бездельничаешь, день проходит незаметно и бессмысленно.
Время – бесценно, поэтому нельзя тратить его на бессмысленные пустяки.
Мы не успеем заметить, как придёт молодость, затем зрелость и старость.
Будет обидно и стыдно, если за плечами ничего не останется.
Если мы будем наполнять каждый день смыслом, то и жизнь будет насыщенной, интересной, наполненной незабываемыми эмоциями.
А у лентяев и бездельников жизнь пуста, поэтому пролетает очень быстро, ведь ни за что не «цепляется».
Как правильно писать слово несерьёзный?
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо узнать какой частью речи является это слово. Затем найти правило русского языка, которое определяет правописание. Давайте разбираться.
Правильно писать: «НЕСЕРЬЁЗНЫЙ»
Другие формы слова
В этом разделе мы приводим все возможные формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова несерьёзный
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
Несерьёзный — прилагательное мужского рода единственного числа в именительном падеже
Несерьёзный — прилагательное мужского рода единственного числа в винительном падеже
Ед. число | Мн. число | ||||
---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | |||
Им. | норм. | несерьёзный | несерьёзная | несерьёзное | несерьёзные |
прев. | — | — | — | — | |
Род. | норм. | несерьёзного | несерьёзной | несерьёзного | несерьёзных |
прев. | — | — | — | — | |
Дат. | норм. | несерьёзному | несерьёзной | несерьёзному | несерьёзным |
прев. | — | — | — | — | |
Винит. одуш. | норм. | несерьёзного | несерьёзную | несерьёзное | несерьёзных |
прев. | — | — | — | — | |
Винит. неодуш. | норм. | несерьёзный | несерьёзную | несерьёзное | несерьёзные |
прев. | — | — | — | — | |
Тв. | норм. | несерьёзным | несерьёзной , несерьёзною | несерьёзным | несерьёзными |
прев. | — | — | — | — | |
Пред. | норм. | несерьёзном | несерьёзной | несерьёзном | несерьёзных |
прев. | — | — | — | — | |
Кр. прил. | несерьёзен | несерьёзна | несерьёзно | несерьёзны | |
Сравнит. ст. | несерьёзнее , несерьёзней , понесерьёзнее , понесерьёзней |
Прочитай вопросы. Они помогут тебе составить рассказ о творчестве Драгунского. Подтверди свои мысли примерами из тестов.
Какие рассказы писателя ты читал? Какой из них тебе запомнился особенно? Почему?
Мне знакомы следующие произведения Виктора Юзефовича: «Главные реки», «Здоровая мысль», «Друг детства», «25 килограмм».
В рассказе необычный сюжет, который читается на одном дыхании.
Он вызывает улыбку и несёт полезную мораль.
Я считаю, что даже название уже «просит» прочитать рассказ.
Можно ли назвать произведения Драгунского юмористическими? Объясни почему?
Да, каждое прочитанное мной произведение было очень забавным, вызывало искренний смех и улыбку.
Все проказы Дениски, главного действующего лица сборника «Денискины рассказы», по-своему смешные и поучительные.
Автор с добрым, тёплым юмором описывает своих героев и наглядно показывает читателям, к чему приводят те или иные поступки.
Что хотел сказать автор читателям?
Виктор Юзефович раскрывает жизнь обычных ребят.
Они дружат, проказничают, проявляют сообразительность и индивидуальный характер.
Со строк рассказов автор говорит читателям о пользе и вреде тех или иных поступков; учит дружить, быть честными, сообразительными, не лениться и многим другим ценностям.
Что объединяет произведения писателя?
Все произведения писателя рассказывают об обычных буднях детей, человеческих взаимоотношениях.
В каждом сюжете чувствуется трепетное, терпеливое, отзывчивое отношение Виктора Юзефовича к героям.
Стоит отметить, его рассказы несут в себе не только юмор, но и глубокую мораль.
Я считаю, что Дениска хороший человек.
Он умеет дружить, сопереживать; умный и способный мальчик.
При этом он большой проказник и любитель экспериментов, что не всегда удачно заканчиваются.
Сообразительность Дениски можно наблюдать в рассказе «25 килограмм».
Ведь он додумался, как одержать победу.
В этом же рассказе мы видим способность сочувствовать и проявлять дружеское отношение — мальчик поделился подпиской с другом.
Как Дениска оценивает свои и Мишкины поступки? А как к героям относится автор?
Дениска считает свои поступки верными, продуманными, даже гордится ими.
Поступки Мишки он рассматривает, как немного несерьёзные и глупые.
Сначала герои не замечают своих ошибок, но когда им помогают их увидеть и осознать, мальчики «наматывают науку на ус».
Автор всегда относится к проделкам мальчиков с добрым юмором, понимаем (ведь детям свойственна глупость).
А также даёт понять читателю, что многие из них ни к чему хорошему не приводят.